Продавцы воздуха


На прошлой неделе диспетчер американской Центральной железной дороги Новой Англии получил предупреждение из расположенной в Канзасе компании WeatherData. В нем сообщалось, что осадки на участке дороги возле городка Путни будут сильнее, чем ожидалось, поэтому возможно подтопление железнодорожного полотна. Информацию спешно передали на подходивший к участку поезд. “Если бы мы не затормозили состав, катастрофа была бы неминуемой”, – говорит Том Мерфи, директор компании American Rail Dispatch, которая отвечает за состояние полотна.

Необходимость в специализированных прогнозах погоды становится все более очевидной для бизнеса в самых разных уголках земного шара. “Той информации, которую предоставляют по открытым каналам официальные государственные и международные метеослужбы, зачастую недостаточно для того, чтобы оперативно реагировать на изменения в погоде”, – рассказывает Ольга Старцева, пресс-секретарь компании “Системный оператор – Центральное диспетчерское управление Единой энергосистемы”. Эта “дочка” РАО ЕЭС отвечает за управление режимом работы единой энергетической системы всей России.

Центральный офис компании уже 10 лет покупает у Гидрометцентра России четыре вида специализированных прогнозов: долгосрочный, на год; краткосрочный, до пяти суток; гидрологический, который нужен периодически во время паводков для оптимизации работы гидроэлектростанций, и, наконец, прогноз штормовых предупреждений. Локальные прогнозы у региональных подразделений Гидрометцентра покупают и местные филиалы “Системного оператора”.

“Для нашей работы прогнозы погоды чрезвычайно важны. С их помощью мы можем рассчитать пиковые нагрузки. Например, если мы знаем, что утро будет пасмурным, то готовимся к всплеску потребления. Если нас предупредили, что будет порывистый ветер, даем команду держать в готовности ремонтные бригады на случай обрыва линии”, – объясняет Старцева.

У Гидрометцентра России таких клиентов, как “Системный оператор”, совсем немного. “Мы готовим специализированные прогнозы погоды в основном для очень крупных организаций, таких как РАО ЕЭС, “Байконур” или Государственный космический центр им. Хруничева”, – рассказал Геннадий Елисеев, заместитель директора Гидрометцентра России по научной работе. Стоимость он назвать затруднился, поскольку каждый раз это “индивидуальная работа по конкретным запросам”. По его словам, “речь идет о нескольких сотнях тысяч рублей в год по каждому заказу”.

У Гидрометцентра России много клиентов и не может быть: основной спрос – на местную погоду, прогноз которой находится в компетенции региональных подразделений этой организации. “Наши клиенты платят исключительно за то, что мы обрабатываем имеющиеся метеоданные и представляем их в удобном виде”, – пояснила Галина Максимова, заместитель директора Гидрометбюро Москвы и Московской области.

“Нашими клиентами являются все порты Приморского края. Для них достоверная информация о погоде жизненно важна, каждый час простоя судов стоит тысячи долларов. При этом в силу изрезанности береговой линии точечных данных недостаточно. Например, в порту Восточном сильный ветер при заходе в бухту не означает, что в открытом море будет шторм. У нас же хватает оборудования, чтобы получить целостную картину”, – пояснила Валентина Чулкова, начальник службы организации гидрометеообеспечения и взаимодействия с заказчиком “Приморскгидромета”.

По ее словам, обслуживание одного датчика обходится клиенту в 20 000 руб. в месяц, при себестоимости самого простого из этих устройств в 60 000 руб. Порт Восточный за два датчика платит 40 000 руб. в месяц. За эти деньги “Приморскгидромет” в режиме реального времени поставляет информацию о направлении и силе ветра в порту и его окрестностях, а также раз в три часа обновляет прогнозы на ближайшие шесть часов. Всего в портах Приморского края расположены 18 датчиков.

В московском регионе, где нет моря, убеждать компании в необходимости покупки прогнозов чрезвычайно сложно. “Каждому приходится объяснять, что информации о погоде из радио недостаточно. Например, в строительном бизнесе при возведении высотного здания важны данные о влажности через каждые 2–3 м, от этого должен зависеть состав бетона. Важны сила и направление ветра и осадки в конкретной точке Москвы, а не “местами” и “временами”, – поясняет Максимова.

В США, в отличие от России, основными продавцами информации о погоде являются негосударственные структуры. “Продавать специализированные прогнозы – не наша работа. Этим должны заниматься частные компании”, – считает Грег Романо, пресс-секретарь Национальной метеослужбы (НМС) США. И они прекрасно справляются. У WeatherBug по всей стране установлены 8300 датчиков (против 1500 у НМС), информация с которых ежеминутно обрабатывается и передается десяткам тысяч подписчиков во всех концах страны. Иногда такая оперативность спасает жизни: в 2004 г. Билл Ван Хелден, шериф городка Корал Сити во Флориде, благодаря своевременному предупреждению от WeatherBug смог эвакуировать 4000 жителей в безопасное место. Ураган “Чарли” внезапно сменил направление, и шерифу удалось предупредить людей об опасности. А иногда – спасают бизнес. Два месяца назад E.N.Bisso & Sons с помощью компании ImpactWeather спокойно провели через бушевавшие в Атлантике штормы судно стоимостью $2,2 млн. (Использованы материалы WSJ.)