Не то теракт, не то мятеж


Картина не ясна

Приглашение на правительственный час с отчетом “О ситуации в республиках Северного Кавказа” силовики получили от депутатов в прошлую пятницу, 14 октября, на следующий день после того, как атака боевиков на Нальчик была отбита. Тогда депутаты пригласили отчитаться премьер-министра Михаила Фрадкова, директора ФСБ Николая Патрушева, министра внутренних дел Рашида Нургалиева и генпрокурора Владимира Устинова. Но из-за занятости премьера в Госдуму приехал вице-премьер Александр Жуков. ФСБ представлял руководитель службы по защите конституционного строя Александр Брагин. Источник, близкий к ФСБ, заверил “Ведомости”, что Патрушев находится “в плановом отпуске и ничего необычного в его отсутствии не стоит искать”. Приехать по собственному желанию решил полпред президента в Южном округе Дмитрий Козак.

“10–15-минутные доклады читали представители ФСБ, МВД, генпрокурор. Последним доклад о действиях правительства по развитию экономики на Кавказе делал Жуков”, – рассказывает депутат Геннадий Гудков. По его словам, 150 депутатов записались, чтобы задать вопрос, но успели лишь 20.

Член комитета по безопасности Виктор Илюхин запомнил из выступления генпрокурора несколько цифр. “Было 12 групп, численность каждой от 8 до 20 человек. Всего у боевиков было 19 машин”. На вопросы о национальном составе боевиков и их руководителей депутаты внятных ответов не получили. “Устинов сказал, что следствию требуется еще около месяца, чтобы назвать всех участников и национальный состав”, – говорит Илюхин. “Про чеченцев не говорили, организаторов называли обтекаемо – ваххабиты, а откуда они финансируются, никто не сказал”, – разочарован депутат Михаил Маркелов.

Клановая коррупция

Жуков, по словам Гудкова, “рассказывал про газификацию кавказских сел и перечисление бюджетных денег в республику”. По словам Александра Хинштейна, Козак повторил данные, представленные в его докладной записке президенту. “Одна из беднейших республик, Дагестан, вышла на первое место по валютообменным операциям, обогнав Москву, хотя по сумме бюджетных субсидий Дагестан на втором месте, а по уровню жизни – на 76-м”, – приводит цитаты из доклада Хинштейн. И Козак, и Жуков упоминали о необходимости ломать сложившуюся на Кавказе клановую коррумпированную систему власти. Как это сделать, не объяснили, признаются депутаты.

Докладчики не пытались успокоить депутатов. “Нам дали понять: уверенности, что повторения подобных терактов не будет, нет”, – говорит Илюхин.

Подмена понятий

Парламентарии разошлись в оценках того, как квалифицировать события в Нальчике. “Из перечисленых Устиновым статей УК – терроризм, незаконное хранение оружия, бандитизм и убийство – я понял, что основная версия следствия – терроризм. Но в Нальчике произошло нападение на силовые структуры с целью захвата власти, что называется мятежом”, – рассуждает Илюхин. “Это партизанская выходка”, – полагает Гудков.

Такие слушания на Охотном Ряду вряд ли дадут эффект, уверены эксперты. “Обсуждать гражданскую войну надо в терминах военного положения, а с учетом позиции партии власти в нынешней Думе это невозможно”, – убежден директор исследовательского центра “Агентура” Андрей Солдатов. “Подобные встречи не приведут к тому, что правительство справится с кадровым и экономическим кризисом на Кавказе”, – резюмирует политолог Константин Симонов.