Вечер страшного суда


В концертном абонементе Большого (шесть концертов в сезоне) иногда появляются приглашенные европейские звезды. Позади – Вальтрауд Майер с Вагнером, впереди – Ангела Деноке с Бергом. Прошедший концерт показал, что театр может создавать полноценные события и обходясь собственными силами. В последние годы Реквием Верди звучал в Москве множество раз. Но даже если сравнивать с ведущими дирижерами (Риккардо Мути, Владимир Федосеев), то у Александра Ведерникова получилось лучше.

Впечатляет то, как подтянулся с приходом хормейстера Валерия Борисова хор Большого театра. Теперь ему по плечу любые фактуры – от тихой молитвенной речитации до быстроходной восьмиголосной фуги, где певцы разбиваются на два полноценных хора.

Всегдашняя организационная проблема, встающая перед дирижерами ораториальной музыки, – высококлассные солисты. Одного-двух еще можно найти, но собрать приличный квартет получается крайне редко. Лучшие солисты Большого тоже всегда в разъездах, но на этот раз знаковые голоса труппы удалось соединить.

Правда, заболевшую Елену Зеленскую все же пришлось заменить на постороннюю артистку – ею оказалась любимица московских меломанов Хибла Герзмава из Театра Станиславского; спишем отдельные несмыкания голоса певицы на форс-мажор, но в целом ее свежее, пластичное сопрано и искренняя интонация отлично подошли ансамблю. Партию альта пела Елена Манистина – украшение труппы, чье меццо-сопрано звучало по-европейски свободно, чувственно и без нажима. Тенором был Максим Пастер, обладатель легкого и красивого верхнего регистра; превосходный стилист, он все же вывел свои линии чересчур строго, избегнув оперных приемов. Мощный бас Михаила Казакова, напротив, местами был неровен и густо форсировал, но квартету голосов дал респектабельную основу. Результатом стал именно ансамбль, в том числе и в эпизодах а капелла, спетых – без поддержки оркестра – почти безупречно.

Александр Ведерников провел Реквием властно и темпераментно (особенно в сценах Страшного суда), иногда едва торопя, но всюду рационально контролируя ясность ткани. Оркестр Большого сработал чисто и стройно – только струнным, игравшим без излишнего вибрато, не всегда хватало полного единства штриха.

Конечно, Большому театру по охвату филармонического репертуара пока еще далеко до Мариинского, чьи концерты давно стали обычным делом. С другой стороны, в отличие от Валерия Гергиева Александр Ведерников готовит концертные выступления много более тщательно – поэтому каждый концерт абонемента, даже без приглашенных звезд, способен стать недежурным событием.