Автогражданский ультиматум


А вчера руководитель одного из лидеров рынка ОСАГО, президент группы “РЕСО” Сергей Саркисов сделал сенсационное заявление: “Если через полтора года тарифы по ОСАГО не будут изменены [в сторону повышения], мы не исключаем, что можем уйти с этого рынка”. “РЕСО-Гарантия”, входящая в группу, продала за девять месяцев 2005 г. 1 490 000 полисов автогражданки (2-е место после “Росгосстраха”). Правительство практически верно угадало тарифы, но для их корректировки необходимо ввести хотя бы инфляционный коэффициент, говорит страховщик.

А конкуренты “РЕСО-Гарантии” удивлены заявлением Саркисова. Инфляция, растущие выплаты по “железу”, а также по жизни и здоровью съедают доходы страховщиков, но любая крупная универсальная компания должна заниматься ОСАГО, рассуждает вице-президент “Росгосстраха” Игорь Игнатьев. “Мы будем страховать автогражданку при любых обстоятельствах”, – продолжает он. Гендиректор “Ингосстраха” Александр Григорьев считает, что рынок ОСАГО покинут примерно 100 компаний, которые завышают комиссию агентам, неразборчиво относятся к расходам на ведение дел и плохо работают над убытками.

С момента введения закона страховщики отчаянно защищали тарифы от противников автогражданки. Осенью 2003 г. в Госдуме находились сразу несколько законопроектов о снижении базовой ставки тарифа и даже об отмене закона об ОСАГО. Страховщики оправдывались, что растущие инфляция и убыточность автогражданки через пару лет заставят задуматься о повышении тарифов.

Текущая убыточность по ОСАГО за девять месяцев 2005 г. составила в “РЕСО-Гарантии” 94%, уточняет замгендиректора компании Игорь Иванов. Это значит, что из 100% собранной по ОСАГО премии компании остается 6% (однако в сумму страхового тарифа уже заложены “расходы на ведение дел” в размере 20%). “Есть много вариантов ухода с рынка ОСАГО, но пока мы рассматриваем эту ситуацию лишь гипотетически”, – рассуждает Иванов. “РЕСО” ссылается на пример Испании, где из-за высокой убыточности ОСАГО с рынка ушел страховщик Mapsre.

Скорее всего, страховщики, пока имеющие небольшой запас по убыточности, хотят подстраховаться на будущее и уверяют чиновников в необходимости повышения тарифов, полагает главный эксперт “Интерфакс-ЦЭА” Анжела Долгополова. Но если “РЕСО-Гарантия”, продающая 10% всех полисов ОСАГО, все-таки уйдет из этого сегмента, рынку автогражданки грозит кризис, говорит аналитик.

Гендиректор СГ “Уралсиб” Николай Николенко полагает, что проблему низких тарифов можно решить либерализацией ставок: “В России, как и во всех европейских странах, где ОСАГО работает, нужно отпустить тарифы на свободу”.