ВЕКТОР


За банкротство ответят

Став ликвидатором банков, Агентство по страхованию вкладов пообещало, что менеджеры, причастные к доведению кредитных организаций до банкротства, будут за это отвечать. АСВ сдержало слово: весной по заявлению агентства было возбуждено уголовное дело против экс-председателя правления Внешагробанка Виктора Букато по статье “Преднамеренное банкротство”. Аналогичные обвинения последовали в отношении руководителей “Олимпийского”, Содбизнесбанка и Онестбанка. Кроме того, АСВ решило добиваться и материальной ответственности топ-менеджеров банков: иски были поданы к Букато и бывшему предправления Кристаллбанка Тансылу Мустафиновой.

Агентство не остановилось и на этом. Недавно оно в первой инстанции выиграло суд и привлекло к субсидиарной ответственности акционеров признанного в январе банкротом РФГ-банка. Собственники РФГ должны будут возместить кредиторам около 20 млн руб. Однако взыскать эти средства вряд ли удастся. Ведь акционеры банка – неизвестные ООО. А по адресу банка АСВ не обнаружило даже вывески. Впрочем, для агентства, по словам первого заместителя гендиректора Валерия Мирошникова, важно создать прецедент, и в дальнейшем АСВ будет добиваться того, чтобы статья о субсидиарной ответственности акционеров банков начала работать.

Взяли на испуг

Решение Shell вдвое (до $20 млрд) увеличить затраты на проект “Сахалин-2” уже было публично раскритиковано президентом Владимиром Путиным. А вчера англо-голландской компании фактически выставил ультиматум “Газпром”. Председатель правления газового монополиста Алексей Миллер заявил, что увеличение сметы по проекту “Сахалин-2” вызывает у него вопросы, и это может повлиять на решение “Газпрома” войти в число его акционеров.

В июле “Газпром” и Shell договорились об обмене активами: “Газпром” после завершения этой сделки получает 25% + 1 акция в “Сахалине-2”, а Shell – 50% в проекте освоения неокомских залежей Заполярного месторождения. Эта сделка очень важна для Shell, стремящейся расширить свое участие в добыче газа в России. К тому же с таким партнером, как “Газпром”, Shell было бы проще искать покупателей для сахалинского газа. Но теперь Миллер недвусмысленно дал Shell понять, что ее планы могут и не реализоваться. Так что единственный выход для последней – отказаться от увеличения затрат.

С третьей попытки

Правительство уже дважды пыталось продать свои 25,5% акций авиакомпании “Сибирь”. В 2002 г. его даже успели оценить в $17 млн, но до аукциона дело не дошло. Неофициально чиновники признавались, что приватизации противится контролирующий акционер “Сибири” – ее гендиректор Владислав Филев, и вполне успешно. В прошлом году он даже оставил государство без членства в совете директоров. Но чиновники не уступают. В этом году они еще раз внесли свой пакет в план приватизации и снова готовы провести торги. Оценка компании уже ведется и аукцион будет организован до конца года, заявил вчера “Интерфаксу” один из чиновников РФФИ.

На этот раз удача действительно может отвернуться от Филева. С одной стороны, большая часть инвесторов охладела к авиаперевозкам: из-за высоких цен на топливо отрасль стагнирует. Но с другой – пакетом вполне может заинтересоваться крупный иностранный игрок. Например, Lufthansa, которая давно хочет заняться региональными перевозками в России, так что пакет “Сибири” может быть ей очень кстати. Кроме того, с “Сибирью” давно воюет ее ближайший конкурент – KrasAir. И теперь KrasAir получает шанс отомстить. Так что, если с третьей попытки государство продаст свой пакет, Филев рискует получить серьезного миноритарного акционера.