Пустым местам – пустые звуки


Статус событию обеспечили лишь телекамеры да горстка вип-друзей хозяина в партере. Но куда-то пропал такой непременный компонент успеха концертов Спивакова, как галерка. Где все эти учительницы и пенсионерки, восторженно рукоплещущие любимцу с верхов Большого зала консерватории? Их отпугнули цены, атмосфера, акустика Дома музыки, им приелся стиль любимца, они разочарованы тем, что Спиваков не играет на скрипке, а только дирижирует? Все возможно, но живая связь между сценой и залом исчезла. Что оркестр, что немногочисленная публика равнодушно отбывали вахту. Фирменные бисы из Шнитке – шутливые и при этом несмешные – порадовали зал лишь своей краткостью.

Спиваков выбрал для открытия фестиваля популярные партитуры, в интерпретациях которых ему решительно нечего было сказать. При этом формальное качество присутствовало: во всем возобладала приблизительная гладкость. Национальный филармонический оркестр России не играл неверных нот, ансамбль с солистом не топорщился швами. Сам солист, молодой Лоран Корсиа, уверенно и правильно отыграл все те дежурные шедевры Шоссона, Равеля и Сен-Санса, которые и положено играть французскому скрипачу, но едва ли у нас не нашлась бы дюжина скрипачей, которые сделали бы то же самое не хуже. А увертюра-фантазия Чайковского “Ромео и Джульетта” под управлением Спивакова получилась набором общих мест и недоведенных до настоящих пиков кульминаций. То же можно сказать и о сюите из одноименного балета Прокофьева.

Возможно, следующие программы обнаружат идеи, способные заполнить ту духовную пустоту, чья тяжелая данность осталась итогом концерта-открытия. Ценители балета ждут звезд Большого и Мариинки (гала под управлением Спивакова – сегодня в Доме музыки), ценители вокала – Феруччо Фурланетто (20 ноября в Консерватории), широкая общественность – Фанни Ардан (22 и 24 ноября – “Жанна д’Арк на костре” Онеггера в Доме музыки в постановке Кирилла Серебренникова), утонченные меломаны – пианистов Алексея Любимова и Пьера-Лорана Эймара (соответственно 25 и 28 ноября в Доме музыки). Есть еще диковинка – чернокожая певица, сопрано Индра Томас (25 и 29 ноября в Доме музыки). В программе фестиваля немало звезд, способных блеснуть не только именем, но и талантом, это правда. Вот только сам хозяин фестиваля пока не подал им пример.