Европа без ума от партнерства


Еще в конце 1980-х гг. европейские чиновники обнаружили, что отсутствие инфраструктуры тормозит экономический рост, и решили построить трансъевропейскую транспортную сеть (TEN-T). В рамках проекта с 1996 по 2010 г. они собирались потратить 400 млрд евро на 75 200 км автодорог, 330 аэропортов, 78 000 км железнодорожных путей и 270 морских портов. Однако к 2003 г. удалось построить лишь 20% намеченного, к тому же из-за расширения Евросоюза объем необходимых инвестиций вырос до 600 млрд евро, отмечается в обзоре PricewaterhouseCoopers. Поскольку дефицит бюджета не может превышать в странах Европы 3% ВВП, каждая из них в среднем могла бы потратить на проекты не более 16 млрд евро в год. При этом для завершения строительства TEN-T понадобилось бы 30 лет, пишут эксперты PwC.

Поэтому в марте 2005 г. Совет Европы официально порекомендовал членам союза как можно активнее использовать механизмы ГЧП для инфраструктурных проектов. “Благодаря участию бизнеса время реализации проектов и государственные затраты сократятся”, – утверждает менеджер группы ГЧП PwC Хоакин Тебар Сото. В качестве примера он приводит высокоскоростную железную дорогу между Испанией и Францией, где благодаря бизнесу затраты государства сократились в два раза (крупнейшие строительные компании Европы – ACS и Eiffage – вложили 550 млн евро, общий срок реализации проекта сократился при этом до пяти лет). Еще один успешный пример – строительство платной автострады в Ирландии длиной 39 км консорциумом EuroLink (в него входят испанская Cintra и ирландская SIAC Construction). Представитель EuroLink Хосе Дамариз рассказал “Ведомостям”, что стоимость этого проекта составляет примерно 300 млн евро, причем большую часть этой суммы инвестор получил в качестве льготного кредита от одного из центральных ирландских банков. Изначально дорогу должны были построить к октябрю 2006 г., но, по словам Дамариза, она будет готова уже “в ближайшие недели”. Столь быстрые темпы строительства объясняются условиями контракта, по которому EuroLink может взимать плату за пользование автострадой на протяжении 30 лет с начала, а не с окончания строительства. Представитель EuroLink предположил, что весь проект окупится в ближайшие 15 лет. Всего в 2004–2005 гг. в Европе было реализовано 152 проекта ГЧП на 21 млрд евро, а в мире – 206 проектов на 42 млрд евро. Две трети европейских проектов завершены в Великобритании и еще по 9–10% – в Испании и Португалии.

Главная проблема ГЧП в России – отсутствие практики применения нового закона о концессиях, полагает Тебар Сото. В стране просто нет успешных примеров партнерства, которые убедили бы чиновников и инвесторов в его полезности, считает эксперт. А замгендиректора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев полагает, что внедрению механизмов ГЧП мешает недостаточный уровень доверия бизнеса к власти: у предпринимателей искаженное представление о коррупции, царящей в госаппарате, а власть не уверена в долгосрочности интересов предпринимателей. А совладелец “Каскола” Сергей Недорослев считает, что чиновники просто должны дать бизнесменам серьезные гарантии. “Если бизнес берет на себя, например, строительство самолетов, то государство должно гарантировать вложения в аэродромы, иначе бизнес не сможет участвовать в проекте, который останется убыточным”, – говорит Недорослев.