ИНФЛЯЦИЯ: Этика ответственности


За девять месяцев текущего года инфляция составила 9,3%. По прогнозам, инфляция по итогам года превысит 11% при плановом уровне 7,5–8,5%. При этом реальный эффективный курс рубля в расчете год к году повысится примерно на 8%.

По мнению экспертов, большинство факторов, которые определили превышение реальной инфляции над плановой, продолжат действовать и в будущем. Беда, кстати, не столько в том, что инфляция поднялась, сколько в том, что она стала хуже прогнозироваться. Известно, что непрогнозируемая инфляция наряду с разного рода пугающими сигналами, исходящими от властей, тормозят деловую активность, которая в конечном итоге и есть главное средство от инфляции.

Эксперты указывают, что в этом году официальный уровень инфляции корректировался минимум два раза. Во времена Госплана СССР частые пересмотры планов называли “непрерывностью планирования”. Уже в марте правительство и Центробанк заговорили о годовом показателе в 10%, вместо 7,5–8,5. В августе был принят уровень 11%. Возможно, что в реальности показатель инфляции в этом году будет и того выше.

В октябрьском докладе МВФ указывается, что базовый, без учета сезонных всплесков, уровень российской инфляции составляет в последние три года 10,5%. Эксперты МВФ полагают, что снизить этот уровень чрезвычайно трудно, поскольку инвестиции в России малы и совокупный спрос на товары стабильно превышает предложение. По мнению МВФ, инфляция в России по итогам текущего года достигнет 12%.

В прессе появились рецепты борьбы с этим злом. Развернулась дискуссия, потому что одни и те же меры, по мнению одних специалистов, удержат рост цен, а по мнению других – наоборот, ускорят. Например, призыв к отмене ограничений на импорт мясной продукции вызывает опасения за судьбу этой отрасли в России. Уход Центробанка с валютного рынка может привести к избыточному укреплению курса рубля. Если отказаться от регулирования тарифов естественных монополий, то теоретически деловая активность в этих структурах могла бы увеличить спрос на деньги. Но есть опасность, что неконтролируемый рост этих тарифов станет более сильным фактором увеличения инфляции, чем антиинфляционное влияние этой предполагаемой деловой активности. И т. д.

Правительство после указаний президента о необходимости борьбы с инфляцией решило включить административные меры, например ограничить в будущем году лимиты на ЖХК. Центробанк в 2006 г. планирует использовать тот же стандартный набор инструментов сдерживания инфляции, который, как оказалось, ее не сдержал. На случай, если придется дополнительно стерилизовать денежную массу, предусматривается проведение депозитных операций, выпуск облигаций, продажа и покупка ценных бумаг, изменение норматива обязательного резервирования.

В последние несколько лет реальные и прогнозные показатели кредитно-денежной политики существенно различались. Среди главных причин этих расхождений – заниженная цена на нефть. Приходится действовать в пожарном порядке по принципу “стимул – реакция”, внося в том числе не всегда выверенные изменения в уже утвержденные сценарии. В прошлом году рассматривались пять сценариев цены на нефть в диапазоне от $22,5 до $35 за баррель, а фактическая цена оказалась значительно выше. При этом эксперты не находят оснований для того, чтобы прогнозировать существенное снижение мировой цены на нефть и в будущем году. В бюджете 2005 г. цена отсечения была запланирована на уровне $22 за баррель. По оценкам, повышение цены одного барреля нефти на $1 означает приток 55 млрд руб. в бюджет. Сверх расходов, предусмотренных бюджетом на 2005 г., в экономику поступило более 634 млрд руб. И так называемая цена отсечения в этом году составила не $22, а более $30 за баррель.

В 2008 г. планируется довести инфляцию в стране до уровня 4–4,5%. Напомним, что в этом году была стерилизована значительная часть доходов федерального бюджета (например, досрочная выплата по внешнему долгу), тем не менее инфляция по итогам года существенно превысит плановый уровень. Иначе говоря, только сжатия денежной массы для обуздания инфляции недостаточно. Но это, конечно, не означает, что расходы бюджета могут расти как угодно быстро, а инфляция расти не будет.

Непроцентные расходы федерального бюджета увеличивались в период 2004–2005 гг. соответственно с 14,8 до 15,5% ВВП. В бюджете будущего года эти расходы первоначально планировались на уровне 16,7% от ВВП, а сейчас они еще выше. Темп прироста расходов превышает темпы экономического роста, т. е. является инфляционным. В бюджете 2006 г. запланировано больше непроцентных расходов, чем мы можем себе позволить.

Увеличение расходов бюджета заставляет сомневаться в том, что планы по снижению инфляции будут действительно выполнены. Если даже монетарными усилиями в 2006 г. удастся достигнуть уровня инфляции 7–8,5%, то реальный эффективный курс рубля увеличится, скорее всего, более чем на 9%, а это приведет к снижению деловой активности. Рост инфляции в дальнейшем продолжится, просто инфляция примет немонетарный характер.

При рассмотрении бюджета будущего года ведомства проявляют рутинную заинтересованность в абсолютном росте своих долей в расходах бюджета, а над депутатским корпусом уже нависла тень предстоящих выборов в Госдуму. Создается впечатление, что предвыборная агитация уже началась, и, как обычно, при этом Дума левеет.

Выражаясь научно, “этика ответственности”, которая вынуждает учитывать последствия тех или иных действий, вытесняется “этикой убеждения”, при следовании которой поступают согласно должному, даже превратно понятому. Естественно или “должно” повышать заработные платы, поддерживать культуру и т. д., кто спорит. Но если быть ответственным, то надо предвидеть последствия подобных действий. А расплата за инфляцию помимо прочего сведет к нулю все эффектные, но не эффективные в среднесрочной перспективе социальные вливания.