ОРИЕНТИРЫ: Мужики, полундра!


Почти никто из “большой четверки”, к которой примыкает Knight Frank, стремясь создать из нее “большую пятерку”, такими суперженщинами не располагает. Наоборот, эти валькирии либо предпочитают делать бизнес с нуля, либо в конце концов отпочковываются от фирм, в которых работали, создавая собственное дело, потому что с какого-то момента руководство мужчин их больше не устраивает.

Еще в 1960-е гг. гениальный английский памфлетист Норкотт Паркинсон описывал деление фирм на мужской и женский тип компаний. В перечне критериев был внешний вид их офисов, к которому приглядеться было бы неплохо и сейчас. Женский тип характеризуется ухоженностью и внешним благолепием, а мужской – немного суров, строг и изредка неряшлив. Тем не менее при насильственном (или ненасильственном) слиянии топ-менеджеры мужской компании займут в новой структуре более высокие посты, нежели женской. Независимо от собственного пола.

Посмотреть хотя бы на кабинеты нескольких крупнейших руководителей. Кое-кто сумел сохранить в их облике мужские черты. Но во многих помещениях толщина ворса ковра, ширина столешницы и высота потолка превосходят всякие разумные размеры, напоминая о прихорашивании. Напротив, если кому-то удастся пройти три барьера охраны в штаб-квартире “Интеко” и посетить кабинет жены московского мэра Елены Батуриной, то этот счастливчик (или тот несчастный, кого вызвали на ковер) с удивлением обнаружит, что на ее рабочем столе практически абсолютный порядок, корзина для бумаг пуста, а чай приносят моментально – т. е. дисциплина поставлена как нельзя лучше.

Кабинет генерального директора фирмы “Лаурел” Ирины Радченко простором похвастаться не может. Но он удобен для работы, в нем комфортно и можно вести переговоры с клиентами. Елена Дранченко, возглавлявшая в свое время и Московскую ассоциацию-гильдию риэлторов, и Российскую гильдию риэлторов, поменяла много кабинетов, но, как бывший комсомольский работник, всегда оставалась верна собственной фирме – агентству “Енисей”. И в общем, несмотря на женственность и обаятельность этих руководителей, облик их офисов скорее указывает на твердость духа и суровость стиля работы, присущие мужскому стилю компаний.

Впрочем, что делать мужчинам-руководителям в условиях, когда с ними конкурируют не менее, а то и более образованные коллеги-женщины, как им обустраивать свои офисы, решать им самим.