Ford просит льгот


За последнее время Ford Motor несет серьезные потери на родном рынке. За октябрь продажи автогиганта в США снизились по сравнению с октябрем 2004 г. на 26% до 198 710 автомобилей. Чистый убыток автоконцерна за III квартал 2005 г. составил $284 млн. Вдобавок агентство Moody’s намерено поставить рейтинг Ford, который и так находится на спекулятивном уровне Ba1, на пересмотр в сторону понижения. Не меньше впечатляют неприятности другого детройтского автопроизводителя – GM. За III квартал 2005 г. ее убыток составил $1,6 млрд. За октябрь продажи автоконцерна в США снизились на 26% до 253 547 автомобилей. А адвокатская фирма Pomerantz Haudek Block Grossman & Gross в коллективном иске от имени акционеров GM обвинила менеджеров GM в преднамеренном искажении бухгалтерской отчетности за 2001 и 2005 гг.

Кризису американских гигантов автопрома способствуют высокие цены на топливо. Именно по этой причине в США снизился спрос на неэкономичные легкие грузовики и внедорожники – главный конек детройтских автопроизводителей. Все большей популярностью у американцев начали пользоваться японские и корейские машины, потребляющие гораздо меньше бензина. Так, продажи Toyota в США увеличились в октябре на 5,2% по сравнению с прошлым годом до 173 086 автомобилей. Доля рынка японской компании увеличилась за первые две недели ноября до 17,9% (в первой половине ноября 2004 г. она составляла 15,4%).

Это заставило американских автопроизводителей просить господдержки. Во вторник гендиректор Ford Уильям Клэй Форд-младший встречался с вице-президентом США Диком Чейни. Форд призвал правительство ввести налоговые льготы для детройтских автоконцернов. О каких именно льготах он просил, в компании не говорят. По его словам, налоговые послабления позволят американским автостроительным компаниям увеличить инвестиции в разработку гибридных двигателей и автомобилей, потребляющих альтернативные виды топлива. Также компании смогут вкладывать дополнительные средства в модернизацию заводов и обучение персонала и в итоге стать более конкурентоспособными по сравнению с азиатскими автопроизводителями, подчеркнул Форд.

Этой осенью Ford объявила, что к 2010 г. собирается увеличить производство гибридных двигателей в 10 раз – до 250 000 . Кроме того, в компании заявили, что она собирается в скором времени производить больше экономичных легковых автомобилей и внедорожников. Но Уильям Клэй Форд-младший обращает внимание общественности на то, что для этого необходимы дополнительные средства. Так, выступая на этой неделе перед членами американского национального пресс-клуба, Форд заявил: “Если направить инвестиции в нужное русло, американские автопроизводители смогут преодолеть все трудности. Но нам нужна поддержка правительства”. (Использованы материалы FT и WSJ.)