ЦИТАТА НЕДЕЛИ


В прошлый четверг Ольгу Романову не пустили в эфир – охрана преградила ей путь в студию. Гендиректор телеканала Ren TV Александр Орджоникидзе пытался объяснить ее отстранение от эфира желанием повысить рейтинг ее программы и попробовать других ведущих; кажется, ему никто не поверил.

В этом неверии сошлись непримиримые противоположности, будто вспомнив известную максиму Карла Маркса. Не только т. н. демократы подняли предсказуемый вой, что их-де лишают последнего негосударственного телевзгляда; но и один из лидеров “Единой России” – Михаил Маргелов выразил несогласие с решением менеджмента канала и заявил, что общество не может бросить на произвол судьбы таких талантливых ведущих, как Ольга Романова. Тем более что на Западе это может быть расценено как гонение на свободу слова “со стороны кремлевских властей”.

Хочется надеяться, что талантливая ведущая скоро снова выйдет в эфир – не зря же за нее вступился сам Маргелов. Но интересно и понять, каких таких недоброжелателей на Западе он опасается. По всей видимости, глава комитета имеет в виду т. н. международную общественность, т. е. журналистов и политиков разного ранга, которые, когда Михаил Маргелов отправится за рубеж по международным делам, опять приступят с вопросами, а ему надо будет опять что-то отвечать.

Поскольку не впервые, ох, не впервые закрывается в России оппозиционная передача, и не впервые сужение спектра мнений в наиболее массовом средстве массовой информации вызывает известную озабоченность зарубежных критиков режима Путина. Но волнует ли это, проблема ли это для тех, для кого – по идее – работают телевизионные службы новостей? Читателей “Ведомостей” – точно волнует, но ровно потому, что они весьма информированы. Российскую телеаудиторию в целом, на которую рассчитана реклама пива, средств для стирки и от перхоти, шоколадок и зубной пасты, за счет чего, собственно, и живет телевидение, – вряд ли.

Соревнование телеканалов в рейтингах – отнюдь не соревнование в лояльности Кремлю; если бы для рейтингов критически важны были оппозиционные программы, генеральные директора обязательно придумали бы способы сохранить их и их ведущих в сетке. Но критически важны они только для недоброжелателей с Запада, а они – не целевая аудитория для российской рекламы.