ВЕКТОР


Автостраховщики прибедняются

Убыточность ОСАГО для российских страховщиков в 2004 г. составила 55,5%. Опубликованная вчера статистика Росстрахнадзора говорит о том, что при сборах в 50,6 млрд руб. и выплатах в 19,7 млрд руб. комбинированный коэффициент убыточности (отношение возмещений с учетом расходов на ведение дел и отчислений в специальные фонды к выплатам) позволял операторам этого рынка существовать вполне безбедно. Из 100 руб. собранной премии им оставалось чистыми 44,5 руб. Конечно, коэффициент убыточности автогражданки растет с каждым годом: в 2003 г. он составил 46,6%, а в первом полугодии 2005 г., по оценкам Российского союза страховщиков, составит 60–65%. Но даже в этом случае 35 остающихся компаниям процентов – неплохой результат. Так что заявления вроде недавно сделанного “РЕСО-Гарантией” (один из лидеров рынка ОСАГО пообещал покинуть его, если через полтора года тарифы не повысят) пока не убеждают в “чрезвычайно высокой убыточности ОСАГО”.

Дело в деталях

Казалось бы, переход акций концерна “Силовые машины” от “Интерроса” к РАО “ЕЭС России” – дело решенное. На днях и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) дала энергохолдингу разрешение на покупку 22,4% акций концерна (вместе с уже имеющимися будет блокпакет) и управление по доверенности еще 30%-ной долей. Такую сделку одобрил и совет директоров РАО, большинство в котором имеют госчиновники, голосующие по директиве премьер-министра.

Но вчера в сообщениях информагентств со ссылкой на некий источник в правительстве было сказано, что схема сделки между “Интерросом” и РАО ЕЭС еще не окончательно определена. Чиновник утверждает, что еще больше месяца назад правительство просило у энергохолдинга разъяснений о том, как будет реализована сделка, какой пакет акций и за счет каких средств РАО будет приобретать, но ответа так и не последовало. Правда, в энергохолдинге утверждают обратное – вся необходимая документация была представлена ведомствам как при подготовке директивы для совета директоров, так и при согласовании сделки с ФАС. Об этом же говорят и в Минпромэнерго.

Возможно, источник информагентств говорил не о формальной структуре сделки, а о ее деталях, по которым стороны еще не пришли к полному согласию. К примеру, РАО хочет само распоряжаться 30%-ным пакетом акций “Силовых машин” вплоть до его продажи инвестору (надежду стать совладельцем концерна еще не потерял Siemens), а “Интеррос” не готов отдавать такие полномочия энергетикам. Но на противоречиях можно играть, так что и для “Базэла” пока не все потеряно. Правда, решение об изменении параметров сделки опять придется согласовывать на самом высоком уровне.

Деньги из сети

Московские кабельные сети, по которым во все столичные квартиры поступает телесигнал, сменили владельца. До сих пор они принадлежали подконтрольному столичным властям “Мостелекому”, но теперь это предприятие передано в новую компанию – “Мостелесеть”, 74% акций которой получила “Нафта-Москва” в обмен на $180 млн инвестиций. Чуть ранее “Нафта-Москва” приобрела “Национальные кабельные сети” (НКС), которым принадлежит питерский аналог “Мостелекома” – телекомпания ТКТ.

На кабельные компании в России повышенный спрос. Осенью 2003 г. АФК “Система” приобрела 50% “Космос-ТВ”, а в августе этого года – группу операторов “Эста”. А принадлежащая Виктору Вексельбергу Columbus Nova в 2004 г. выложила $22,5 млн за 34% акций “Комкор-ТВ”. Год от года кабельные операторы дорожают: Delta Private Equity Fund, год назад купивший 25% акций НКС за $5 млн, в июле продал этот пакет почти втрое дороже. Не исключено, что и “Нафта” скупает кабельные активы, желая заработать на их продаже. “Обычно “Нафта” делает бизнес на перепродаже активов”, – согласен его коллега по бизнесу. Но у городских кабельных сетей есть минус – их невысокое качество, позволяющее только транслировать общедоступные телеканалы, отмечает первый вице-президент “Системы Масс-Медиа” Николай Репин. Чтобы выгодно продать такие активы, их стоимость придется повысить, предоставив абонентам дополнительные услуги – доступ в Интернет, телефонию, видео по запросу и т. п., добавляет директор “Реновы Капитал” Дмитрий Леванян. Поэтому логично ожидать, что за двумя сделками, совершенными “Нафтой”, последует и третья – продажа кабельных сетей инвестору, уже развивающему эти допуслуги. Правда, ни “Система”, ни компании Вексельберга в переговоры с “Нафтой” пока не вступали.