Фаворит определен


О желании “Рособоронэкспорта” принять участие в торгах по продаже госпакета автозавода сообщил вчера глава Росимущества Валерий Назаров. 34%-ный пакет акций “Камаза” правительство включило в план приватизации на 2006 г. еще в июле. Как он будет реализован, по словам Назарова, которые процитировал “Интерфакс”, решается до сих пор. Акции могут быть размещены на бирже или проданы на аукционе. Правда, вечером Росимущество дезавуировало это заявление.

Но представитель “Рособоронэкспорта” подтвердил “Ведомостям” интерес ФГУПа к госпакету “Камаза”. Впрочем, он отметил, что решение о размере приобретаемого пакета пока не принято. “Интерес к “Камазу” вполне закономерен с учетом того, что порядка 30% экспорта предприятия проходит через “Рособоронэкспорт”, – добавил он, отказавшись от дальнейших комментариев.

На самом “Камазе” возможную продажу госпакета не комментируют. Менеджмент завода во главе с гендиректором Сергеем Когогиным идею приватизации госпакета изначально воспринял настороженно. Когогина эксперты называли как одного из потенциальных претендентов на госпакет, не исключая участия в торгах “Руспромавто” и “Северсталь-Авто”.

Впрочем, приходу “Рособоронэкспорта” менеджмент “Камаза” вряд ли будет противиться. Сразу несколько участников рынка рассказали “Ведомостям”, что у Когогина и главы ФГУПа Сергея Чемезова прекрасные отношения. “Когогин несколько лет возглавлял Министерство экономики Татарстана и плотно общался с Чемезовым, – рассказывает менеджер одного из российских автозаводов. – К тому же Чемезов уже давно входит в совет директоров “Камаза”, так что договориться о совместном управлении заводом не будет большой проблемой. Для Когогина приход “Рособоронэкспорта” наиболее оптимальный вариант”. Если план удастся, под контролем “Рособоронэкспорта” окажется автомобильная империя с совокупным оборотом $7–8 млрд в год, отмечает аналитик “Уралсиба” Вячеслав Смольянинов.

Эксперты и участники рынка считают экспансию ФГУПа в автопром закономерной. “После того как “Рособоронэкспорт” пришел на “АвтоВАЗ”, стало понятно, что государство на этом не остановится и следующим под его контроль перейдет “Камаз”, – говорит менеджер одного из российских автозаводов. Источник, близкий к руководству “АвтоВАЗа”, предполагает, что “Рособоронэкспорт” намерен создать на базе “АвтоВАЗа” национальный автомобильный холдинг, в который войдет и “Камаз”. “В дальнейшем государство может включить в состав этого холдинга любое автомобилестроительное предприятие, – соглашается менеджер другого автозавода. – Если поступит соответствующая команда, ни Олег Дерипаска, владеющий “Руспромавто”, ни Алексей Мордашов, владеющий “Северсталь-Авто”, не откажет”.

Впрочем, самим автозаводам приход нового собственника вряд ли поможет. “Контроль государства не позволит одномоментно решить все проблемы и сделать отечественную продукцию конкурентоспособной”, – говорит Смольянинов. Зато производители могут рассчитывать на получение дополнительной господдержки – субсидий, кредитов от госбанков и проч., полагает аналитик “Велес Капитала” Станислав Фоменко.