Справедливая птица


Фильм “9 рота” получил четырех птиц (кроме главной – за работу оператора, композитора и звукорежиссера). И таким образом собрал наград больше остальных, что тоже вполне закономерно. Отрыв, впрочем, оказался довольно скромным.

Следом за “9 ротой” по количеству призов идет еще один блокбастер – “Турецкий гамбит”, выигравший в трех второстепенных номинациях (художник-постановщик, художник по костюмам, монтажер). Тоже, в общем, награды вполне заслуженные. Хотя можно, конечно, поспорить насчет монтажа. Если в “Гамбите” он сделан так добротно, что особо и не бросается в глаза, то у его конкурентов – Garpastum и “9 роты” – это отдельный и достаточно интересный аттракцион. Таким образом, лидерство в этом году определила касса. А это какой-никакой, но принцип.

Вообще, если и можно было предъявлять к “Золотому орлу” какие-то существенные претензии, то делать это нужно было, когда объявили номинантов. В рамках же утвержденного списка киноакадемики проголосовали корректно. Например, приз за режиссуру получил не Федор Бондарчук, а Алексей Учитель за “Космос как предчувствие”. Совсем не замечать эту картину было бы странно, так же как и награждать ее в главной номинации: во-первых, она уже заработала свое на Московском кинофестивале, а во-вторых, “9 рота”, вышедшая в прокат позже, наделала больше шуму и оставила более яркое впечатление. Учитель, впрочем, был искренне удивлен поощрением, поскольку, как сам признался, желал победы Кире Муратовой (“Настройщик”), но наверняка был уверен, что выиграет опять же Бондарчук. Кроме того, “Орла” дали и сценаристу фильма “Космос как предчувствие” Александру Миндадзе.

“Настройщик”, отвечавший за высокое искусство, т. е. за некоммерческое авторское кино, тоже без внимания не остался. Актрисы Алла Демидова и Нина Русланова названы лучшими за роли соответственно главную и второго плана. Учитывая, что фильм по большому счету не 2005-го, а 2004 г., и этого более чем достаточно.

Немного удивляет, что совсем без наград остался Garpastum, другой подчеркнуто авторский фильм из списка номинантов. Во всяком случае, и работа художников, и монтаж вполне того заслуживали.

Зато совсем не удивляет отсутствие в окончательном списке номинантов фильма “Солнце” Александра Сокурова, претендовавшего после первого тура голосования на пять призов (в том числе за лучший фильм и сценарий). Сокуров уже однажды отказывался от участия в этом конкурсе, когда просил исключить из списка номинантов свой фильм “Русский ковчег”. Отказался и на этот раз.

Как это ни смешно, но в итоге главным победителем и героем церемонии стал Никита Михалков. Во-первых, он получил “Золотого орла” за роль генерала Пожарского в “Статском советнике”, в которой у него была возможность показать не столько персонаж, сколько самого себя. Это, кстати, первый “Орел” Михалкова. Во-вторых, если посчитать награды картин, к которым он приложил руку, то получится шесть призов: три у “Гамбита”, который снимался совместно “Первым каналом” и “ТРИТЭ”, два у “Статского советника” (“Орла” за роль второго плана получил Константин Хабенский), который опять же сделан студией “ТРИТЭ” и “Первым каналом”, и один у мини-сериала “Гибель империи”, где те же производители. В-третьих, как ни стараются организаторы сделать церемонию награждения более строгой и формальной, она по-прежнему имеет вид частного торжества.

Это проявляется во многих вещах. И в неизбежных пламенных благодарностях “дорогому Никите Сергеичу”. И в произвольном награждении за вклад в киноискусство: на этот раз чествовали Роберта Де Ниро, который, правда, в Москву ради такого случая не приехал, но прислал видеоспасибо. И, наконец, в ярко выраженном династическом принципе всей церемонии, который деликатно именуется преемственностью поколений и связью времен. Например, награждать победителей выходили дочь (Анна Михалкова), муж и жена (Николай Фоменко и Мария Голубкина), отец и дочь (Владимир и Юлия Меньшовы), мать и сын (Ирина Скобцева и Федор Бондарчук).

Финал же вышел совсем по-семейному трогательным. Михалков, получая награду из рук Федора Бондарчука, умилялся: мол, совсем недавно обсуждали на кухне, как Степка (Михалков) с Федькой безобразничают, а теперь смотрите, как мальчик вырос и стоит на этой сцене вместе с мамой, по праву дает и принимает “Орлов”. Потом пришла очередь Михалкова почувствовать себя просто Никитой, когда он вручал награду за верность профессии Георгию Данелия. А Данелия, в свою очередь, передавая Бондарчуку-младшему “Орла” за лучший фильм, вспоминал, как он первым звонил своему другу Сергею, уехавшему на Каннский фестиваль, чтобы сообщить, что у того родился сын.

Молодой Национальной академии кинематографических искусств и наук, которая четвертый год пытается превратить “Золотого орла” в главную кинопремию страны, никак не удается справиться с неистребимым духом барской забавы, столь любимой Михалковым.