ВЕКТОР


Плата за комфорт

Пассажиры “Домодедово”, похоже, так и не полетят в летний отпуск из свободного аэропорта. “Домодедово” еще обещает, что успеет расшириться к сезону отпусков и избавиться от очередей. Но вместе с этими обещаниями оно, как и “Шереметьево” в 2002 г., стало готовить альтернативные варианты. Например, услугу по “экспресс-прохождению” через стойки регистрации. Вне зависимости от рейса эта услуга обойдется пассажирам в 1500 руб. За эти деньги “Домодедово” обещает дать пассажиру провожатого, который без очереди проведет его через все необходимые инстанции – таможню, паспортный и даже санитарный контроль. Дети от двух до 12 лет получат 50%-ную скидку. А детей младше двух лет “Домодедово” обещает обслужить бесплатно. В “Шереметьево” эта услуга существует уже четыре года и стоит примерно столько же ($50–60). Но четыре года назад аэропорт предпочитал не афишировать ее. Ведь это было окончательным признанием того, что “Шереметьево” перегружено до предела. Вряд ли и “Домодедово” ввело такую услугу от хорошей жизни. Хотя разница есть: зарабатывать на собственной проблеме “Домодедово”, как всегда, решило само, без партнеров. Услугой по “экспресс-прохождению” займется одна из компаний “Ист Лайна”, оператора аэропорта.

Российский банк раздора

“Мы планируем в самое ближайшее время создать Российский банк развития с уставным капиталом $2,5 млрд”, – заявил вчера журналистам президент Владимир Путин. В России уже есть государственный банк с таким же названием. И недавно на посту его руководителя протеже Германа Грефа Юрий Исаев сменил Татьяну Рыскину, а правительство намерилось увеличить его капитал до $1 млрд. Это было воспринято многими наблюдателями как аппаратная неудача председателя Внешэкономбанка Владимира Дмитриева, озвучившего идею вхождения ВЭБа в капитал РосБР и создания на базе ВЭБа мощной госкорпорации. Но ставить точку в этой истории еще рано. Ведь именно в концепции преобразования ВЭБа речь шла о создании банка развития с капиталом в $2,5 млрд. И не исключено, что сторонники этой идеи смогли донести свою точку зрения в обход чиновников прямо до президента. Впрочем, не исключено и то, что ситуация разворачивается и в пользу команды Грефа: если через РосБР пойдет финансирование приоритетных национальных проектов, то ему потребуется более существенное увеличение капитала. Поскольку президент не озвучил никаких других подробностей, то его слова могут быть взяты на вооружение оппонентами с обеих сторон. И дискуссии о “хозяине” Российского банка развития вспыхнут с новой силой.

Инвестиции в обещания

Инвесторы, вкладывающиеся в бизнес операторов платного ТВ, могут быть довольны: их ожидания бурного роста этого рынка начинают сбываться. Во всяком случае, темпы подключения абонентов к платным телеканалам в прошлом году ускорились: “Комкор-ТВ” увеличил количество клиентов в два с лишним раза, а “НТВ-Плюс” – в 1,5 раза. Но вопрос о том, когда и в какой мере окупятся эти инвестиции, остается открытым. Пока операторы платного ТВ в большинстве случаев работают себе в убыток и лишь обещают выйти на операционную безубыточность в будущем. Насколько реалистичны эти планы, сказать пока сложно – ведь наряду с увеличением числа абонентов и доходов, которые эти абоненты приносят компаниям, существует еще и проблема пиратства, да и в сети нужно продолжать вкладывать деньги, чтобы поддерживать их работу по мере увеличения числа абонентов. Один из способов обезопасить инвестиции – приобретать те компании, которые занимаются еще чем-то, помимо продажи телеканалов. Например, предоставляют доступ в Интернет. По оценкам исследовательской компании iKS-Consulting, всего 10 млн россиян посещают Интернет не реже чем раз в неделю – таким образом, потенциал этого рынка еще очень велик.