Атом обрел реформатора


Анна Белова покинула пост вице-президента ОАО “Российские железные дороги” в конце 2005 г. Она четыре года курировала структурную реформу в Министерстве путей сообщения, а затем в РЖД. В прошлом году дело Беловой продолжил президент РЖД Владимир Якунин, а в зоне ответственности экс-реформатора остались только внешние связи. Впрочем, к этому времени основные преобразования на железных дорогах были завершены и Белова рассказывала “Ведомостям”, что хотела бы применить свой опыт “в крупных промышленных группах”. В итоге она остановила свой выбор на атомной отрасли, в которой предстоят крупные перемены. Сейчас, по словам пресс-секретаря Росатома Сергея Новикова, Белова работает советником гендиректора ОАО “Техснабэкспорт” (занимается экспортом ядерных материалов и технологий). А в ближайшее время, как сообщил другой источник в Росатоме, она будет назначена советником руководителя Росатома и займется разработкой концепции реорганизации отрасли.

Росатом в ноябре 2005 г. возглавил Сергей Кириенко, который с тех пор не раз заявлял о создании крупного холдинга в атомной отрасли на базе подведомственных ему предприятий и учреждений. Вчера на коллегии Росатома Кириенко заявил, что в холдинг должен войти весь технологический цикл гражданской атомной энергетики (см. статью на стр. Б1).

Глава Росатома сравнил проект с реформой железных дорог, но, по мнению Беловой, структура преобразований в ядерной промышленности может быть и другой. “Но задачи будут те же”, – поясняет Белова.

По словам вице-президента банка “Траст” Андрея Зубкова, Белова – один из лучших специалистов по реструктуризации крупных компаний и единственный практик такого рода реформ в государственной монополии. “Одной из важнейших проблем, которая встанет перед Беловой, станет взаимодействие с “Газпромом”, участие которого в реорганизации атомной отрасли сейчас обсуждается”, – говорит источник в Росатоме. Белову привлекает “колоссальный характер” предстоящей реформы: “По сравнению с РЖД проект имеет важный международный аспект, так как должен усилить положение России на глобальной энергетической арене”. “Аналогичных по масштабу задач я в России сейчас не вижу”, – добавляет она.