Idiot в приличном кругу


Члены экспертного совета американской Академии звукозаписи, ежегодно вручающие Grammy по итогам прошедшего года, в этом году решили отойти от сложившейся практики, когда обладатель главной награды “запись года” уносит с собой еще несколько “граммофончиков” в менее значимых номинациях. Победителем в этой категории стала песня американской “альтернативной” группы Green Day с альбома American Idiot, который музыканты недвусмысленно посвятили нынешнему президенту США. По сути дела, жюри Grammy повторило трюк 2001 г., когда главным триумфатором стал неполиткорректный белый реппер Эминем. Однако в этом году, пофрондерствовав для виду в главной номинации, во всех остальных академики повели себя предсказуемо и скучно.

Чемпионом по количеству наград стали ирландцы U2 – их пластинка How To Dismantle the Atomic Bomb была признана альбомом года и лучшей рок-пластинкой, песня Sometimes You Can’t Make It on Your Own была объявлена песней года (этот хит также победил в номинации “лучшее рок-исполнение”), сингл City Of Blinding Lights стал лучшей рок-песней.

Вслед им пристроились соул-дива Мэрайа Кэрри и реппер Канье Уэст – они получили по три приза. Самым заметным дебютантом признан певец Джон Ледженд – он получил награду за лучший r’n’b-альбом.

Чуть менее скучно обстоят дела в немейнстримовых отсеках списка – американский дуэт White Stripes обошел намоленных британцев Franz Ferdinand в категории “лучший альтернативный альбом”. Лучшими хард-рокерами признали System of a Down, талантливый коллектив из Лос-Анджелеса.

Американская Академия звукозаписи уже давно не обращает внимания на обвинения в нехорошем консерватизме, предсказуемости и кумовстве. Действительно, Grammy превратилась в сериал с повторяющимся сюжетом – ежегодно в числе номинантов видишь много интересных артистов и их работы, а в лауреатском списке – лишь следы подковерной битвы гигантов музыкальной индустрии. Поэтому куда интереснее посмотреть, кто же остался в этом году без подарка.

Это сильная работа Rolling Stones – The Bigger Bang, певица Шэрил Кроу с замечательной новой пластинкой Wildflower, наконец, представленный в четырех категориях Пол Маккартни с его диском Chaos and Creation at the Backyard, самой яркой работой за последние 10 лет. А вот обошедшее его студийное изделие U2 музыкальная пресса хором назвала самым скучным альбомом за всю историю дублинской группы.

Композиторский реванш

Второй год подряд (а раньше такого не было) главным триумфатором в разделе “классика” стал не классик из прошлого, а живущий американский композитор. В прошлом году – Джон Адамс, сейчас – представитель старшего поколения, 67-летний Уильям Болком, в США чрезвычайно уважаемый и популярный. Он совсем не радикал, он умеет соединять высокое и доступное, вечные темы и злобу дня (то же умеет и Адамс, так что вырисовывается рецепт). Фирма Naxos выпустила главный труд жизни Болкома – двухчасовой хоровой цикл “Песни невинности и опыта” на стихи Уильяма Блейка, объединяющий 200 исполнителей – академических и не только. При том что сама вещь не новая, она признана лучшей современной академической композицией, помимо того она победила в хоровом разделе (целых пять хоров Мичигана объединились под началом дирижера Леонарда Слаткина) и стала лучшим классическим альбомом вообще.

Другие классические лауреаты – из привычного списка Grammy: пианистка Марта Аргерих (второй год подряд), дирижеры Пьер Булез и Клаудио Аббадо, баритон Томас Квастхофф, Эмерсон-квартет. Последний обошел на финише наш Квартет имени Бородина, но победы музыкантов из России есть и в этом году. Евгений Кисин, записавший фортепианные сочинения Скрябина, Метнера и Стравинского, стал победителем в номинации “лучший сольный альбом” (одним из его соперников был тоже “наш” – скрипач Максим Венгеров). Лучшей оркестровой записью признана Тринадцатая симфония Шостаковича в исполнении оркестра Баварского радио. Дирижер – Марис Янсонс, в далеком прошлом воспитанник Ленинградской консерватории. Бас – Сергей Алексашкин, действующий солист Мариинского театра. Лучшей оперной записью признан “Фальстаф” Верди под управлением сэра Колина Дэвиса, где одну из партий спела певица из Кемерова – известная миру много лучше, чем нам, Марина Домашенко.

Таким образом, картина не меняется. Из всех видов российской музыки до высот признания добирается исключительно академическое искусство.