“Новые” деньги


Компании из развивающихся стран свободно хозяйничают в Западной Европе. По данным британской аналитической компании Dealogic, в 2005 г. они объявили о покупках в Европе на $42 млрд – сумму, вдвое превышающую 2004 г. Американских компаний они проглотили на $14 млрд – почти втрое больше, чем год назад. Цифра по США могла бы быть выше, но противодействие американских политиков заставило китайских нефтяников из CNOOC отказаться от покупки Unocal за $18,5 млрд. За полтора месяца 2006 г. в Европе объявлено о сделках на $9,3 млрд – больше, чем за весь 2003 г.

Пока компании из развивающихся стран консолидировались у себя дома, за рубежом никто не обращал на них внимания, а теперь они агрессивно вышли на мировой рынок, говорит Питер Тэйг, начальник отдела слияний и поглощений в Европе Citigroup. Многие компании финансируют свою экспансию на средства от экспорта сырьевых товаров, цены на которые бьют рекорд за рекордом. Их поддерживают правительства, желающие снизить зависимость своей экономики от производства сырья. В последние годы международные инвесторы в поиске более высокой доходности вложили миллиарды долларов в акции и облигации на развивающихся рынках, отмечает экономист инвестбанка “Траст” Евгений Надоршин. Это позволяет местным компаниям привлекать дешевые деньги на развитие бизнеса. “Развитые страны нередко вводят антидемпинговые меры, а если купить компанию, например, в Европе, их можно обойти”, – говорит Надоршин.

Экспансия сырьевиков продолжается. В январе 2006 г. индийский магнат Лакшми Миттал, владелец крупнейшей в мире металлургической группы Mittal Steel, сделал предложение о покупке люксембургской Arcelor за 18,6 млрд евро ($22,1 млрд). А Dubai Ports World, которую поддерживает правительство эмирата Дубай, договорилась о покупке одной из старейших британских компаний, четвертого оператора портов в мире – Peninsular and Oriental Steam Navigation (P&O). Акционеры P&O вчера, как ожидалось, должны были одобрить сделку размером $6,8 млрд. Битву за нее Dubai Ports выиграла у компании из другой развивающейся страны – сингапурской PSA.

Но скупкой заняты не только сырьевики. Технологические компании из развивающихся стран – одни из самых активных. Египетская Orascom Telecom, скупив ряд компаний на Ближнем Востоке и в Азии, в 2005 г. приобрела итальянского оператора Wind более чем за $12 млрд. Одна из самых громких сделок 2005 г. – покупка китайской Lenovo подразделения по производству ПК IBM за $1,25 млрд. Тайваньской BenQ отошел убыточный бизнес Siemens по производству мобильных телефонов. В этом секторе несколько очков набрали и россияне: в ноябре 2005 г. Altimo, управляющая телекоммуникационным бизнесом “Альфа-групп”, приобрела за $1,59 млрд контроль над 13,22% акций ведущего сотового оператора Турции Turkcell. АФК “Система” в течение двух дней объявила о покупке контрольных пакетов обанкротившейся итальянской Finmek (размер сделки не объявлен) и греческой Intracom Telecommunications (120 млн евро, см. стр. Б6).

Компании, выросшие из развивающихся рынков, уже могут спорить с западными конкурентами по размерам. Индийская Videsh Sanchar Nigam намерена конкурировать с такими гигантами, как американская AT&T и британская Cable & Wireless. Для этого она купила у американского конгломерата Tyco International сеть оптоволоконных кабелей протяженностью 60 000 км, проложенных по дну океана и в десятках мегаполисов мира. Прокладка сети во время технобума конца 1990-х гг. обошлась Tyco в $3 млрд, а Videsh купила ее в 2004 г. за $130 млн. Компании из развивающихся стран терпеливы: они могут ждать отдачи от купленных активов несколько лет, ведь зачастую их акционеры не требуют высоких показателей прибыли раз в квартал, как в США и Европе, замечает Марк Престон, управляющий директор Deutsche Bank. Поэтому они готовы покупать компании в тяжелом финансовом состоянии. “Северсталь” два года назад купила обанкротившуюся американскую Rouge Industries (которая подпортила ей показатели рентабельности за 2004 г.), а год назад – убыточную итальянскую Lucchini. (Использованы материалы WSJ.)