Гудок за референдум


На прошлой неделе иркутские “единороссы” назвали работу штаба по проведению референдума неудовлетворительной, губернатор Тишанин с ними согласился, и в штабе сменилось руководство. Теперь подготовкой к референдуму руководит бывший коллега Тишанина – Владимир Клименко, начальник департамента компании “Российские железные дороги” по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти. Вчера состоялась первая акция обновленного штаба: с иркутского вокзала в путь отправился медицинский поезд с 11 врачами и специальным оборудованием, в том числе стоматологическим креслом и аппаратом УЗИ. Вагоны поезда расписаны лозунгами, агитирующими прийти на референдум.

“Это не есть какой-то пиар. Это жизненная необходимость – исходя из здоровья наших граждан. По ряду показаний мы очень сильно отстаем от других регионов и Сибири, и России в целом”, – заявил на перроне Тишанин. Состав из локомотива и двух переоборудованных СВ-вагонов он назвал “Поездом здоровья”. В областной администрации “Ведомостям” сообщили, что акция организована группой в поддержку референдума “Врачи за объединение”. О чем свидетельствуют и надписи на вагонах. Маршрут “Поезда здоровья” включает 35 железнодорожных станций области и округа. Врачи будут принимать пациентов непосредственно в вагонах, там же проводить диагностику и оказывать необходимые врачебные и профилактические услуги. Для пожеланий и отзывов населения заведены специальные тетради.

А 17 февраля в длительное турне отправится “Поезд искусств”. “Наша задача – представить все лучшее в культурной жизни Иркутской области и Усть-Орды”, – сказал руководитель группы “Деятели культуры за объединение”, заместитель председателя комитета по культуре Иркутской области Владимир Зоткин. “Поезд искусств” посетит семь городов Иркутской области и поселок Усть-Ордынский. В округе иркутские кинодокументалисты пообещали провести монтажерские, операторские, режиссерские мастер-классы.

В агитштабе затруднились сказать, во сколько обошлись эти поезда. Отказались комментировать финансовый вопрос в областной администрации и управлении Восточно-Сибирской железной дороги. Как сообщили в пресс-службе РЖД, “подобные проекты относятся к разряду коммерческих”. В зависимости от уровня сервиса, продолжительности маршрута стоимость может колебаться от 2 млн до 10 млн руб. На формирование такого состава обычно уходит около месяца. В областном бюджете на референдум выделено 65 млн руб.

“Агитпоезда, организованные политиками, – это способ борьбы с конкурентами, в случае с референдумом это не что иное, как борьба с человеческой пассивностью, – констатирует Борис Макаренко, замдиректора Центра политических технологий. – Людей агитируют за одно – заманить на избирательный участок”. Эксперт затруднился оценить эффективность таких акций.

Депутат Госдумы от ЛДПР Николай Курьянович считает рельсовую агитацию самой эффективной. “Снарядить агитпоезд очень затратно”, – отмечает он. Турне по маршруту Москва – Владивосток – Москва поезда из восьми вагонов обходится партийной кассе примерно в $500 000. Первый агитпоезд ЛДПР был организовал еще в 1997 г., последний – в 2005-м. “Всего ЛДПР провела 20 подобных акций. И отказываться не намерена”, – заверяет Курьянович.

Противники слияния области и округа агитируют своими средствами. “Они распространяли в Иркутске материалы антиобъединительного толка во время празднования Сагаалгана – Нового года по лунному календарю, – рассказывает Юрий Пронин, иркутский политолог. – Я обнаружил брошюру в тот самый момент, когда чиновники вместе с бурятскими шаманами жгли костры и заверяли присутствующих, что скоро это будет общий праздник”.