“Русснефти” тесно в России


На прошлой неделе “Русснефть” в консорциуме с израильской компанией Financial Levers Ltd. подала заявку, в которой выразила заинтересованность в покупке у государства НПЗ мощностью 90 000 баррелей нефти, говорится в пресс-релизе министерства финансов Израиля. Financial Levers занимается недвижимостью. “Русснефти” в консорциуме принадлежит 51%, а Financiаl Levers – 49%. Остальные пять претендентов – израильские компании Delek Group, Dor Alon Energy in Israel, Ampal-American Israel, Paz Oil и Sonol Israel. Первоначально в консорциум с “Русснефтью” входила и Sonol Israel, однако накануне подачи заявок она вышла из консорциума.

Правительственное агентство по управлению госкомпаниями (GCA) получило заявку “Русснефти”, подтвердил “Ведомостям” сотрудник агентства. В “Русснефти” отказались обсуждать свой израильский проект.

В сентябре 2005 г. правительство Израиля решило разделить государственного нефтеперерабатывающего монополиста Oil Refineries Ltd., управлявшего двумя НПЗ в стране – в Хайфе (мощность – 180 000 баррелей в день) и Ашдоде. Оба НПЗ будут приватизированы.

Директор GCA Эйял Габбай сказал в интервью Bloomberg, что планируется оперативно проверить заявки и предоставить претендентам информацию о заводе, чтобы уже к концу I квартала они могли подавать окончательные заявки. Всего продажа состоит из девяти этапов, говорится на сайте агентства. Подача заявок с выражением интереса к активу от возможных претендентов – лишь второй из них. Далее предстоит первоначальная проверка участников, due diligence, окончательная проверка претендентов, составление договора о продаже, прием заявок с предложениями и, наконец, выбор покупателя.

Габбай говорит, что рост цен на нефть увеличил цену на израильские заводы как минимум в два раза по сравнению с сделанной в 2003 г. оценкой в $570 млн за оба завода. Таким образом, стоимость завода в Ашдоде может составить до $380 млн, пишет Bloomberg. Она может достичь и $500 млн, говорит аналитик “Солид” Денис Борисов.

Интерес к израильскому НПЗ укладывается в стратегию “Русснефти”. В конце прошлого года Гуцериев объявил, что через несколько лет его компания будет добывать до 100 млн т нефти в год. Основной объем добычи будет достигнут за счет зарубежных проектов, пояснял тогда Гуцериев: “В Мавритании планируем получить 3 млн т, в Йемене – 3 млн, в Ливии – 5 млн... Ирак откроется, Иран, Казахстан, Алжир”. Борисов думает, что “Русснефть” предпочтет загружать завод ближневосточным сырьем: “Если “Русснефти” удастся получить активы в одной из этих стран, разумеется, ей будет выгоднее поставлять эту нефть в Израиль, экономя на транспортировке и получая рынок сбыта”. “В 2007 г. компания планирует IPO, и для инвесторов такой актив будет иметь огромное значение, так что для “Русснефти” покупка НПЗ может стать крайне удачным приобретением”, – резюмирует Борисов.

НПЗ в Ашдоде станет не первым зарубежным активом “Русснефти”. В начале месяца компания договорилась о покупке словацкого Transpetrol у ЮКОСа за $103 млн.