Дело о $5 млн


9 февраля “GM-АвтоВАЗ” остановил производство. Это случилось после того, как “АвтоВАЗ” прекратил отгрузку комплектующих партнеру. Официально причину прекращения поставок в компании не комментировали. Но источники, близкие к “АвтоВАЗу”, пояснили, что руководство завода не устраивает цена поставки комплектующих для СП, которая в среднем на 15% ниже себестоимости производства машинокомплектов.

Разрешить проблему стороны надеялись на прошедшем вчера совете директоров “GM-АвтоВАЗа”. По итогам заседания пресс-служба СП объявила, что акционеры компании “достигли соглашения, которое позволит возобновить сборку на заводе с 21 февраля”. Подробности компромисса представители СП, равно как и его акционеров, раскрыть отказались.

Высокопоставленный источник, близкий к “АВтоВАЗу”, сообщил “Ведомостям”, что совет директоров решил ненамного увеличить стоимость комплектующих. Размер повышения, а также стоимость самих комплектующих он назвать отказался, отметив лишь, что розничные цены на автомобили останутся неизменными. Но и этим результатом собеседник “Ведомостей” доволен: “Поднять цены было делом принципа”. Он уверен, что теперь все претензии нового менеджмента “АвтоВАЗа” к руководству СП будут сняты. “Мы увидели, что с ним можно вести конструктивный диалог”, – говорит собеседник “Ведомостей”. По информации еще одного источника, близкого к руководству автозавода, повышение цены на машинокомплекты составит около 2000–3000 руб. По оценке аналитика компании “Метрополь” Александра Жукова, сейчас стоимость машинокомплектов, поставляемых с “АвтоВАЗа”, – около $8200.

“Если СП действительно работает с отрицательной рентабельностью, как заявлял ранее новый гендиректор “АвтоВАЗа” Игорь Есиповский, то прибавка в несколько тысяч рублей ситуации принципиальным образом не изменит, – говорит аналитик “Антанты Капитал” Илья Макаров. – Руководство “АвтоВАЗа” рассчитывало поднять цены на комплектующие на 15%, а заявленные параметры гораздо ниже”. По прогнозам руководства “GM-АвтоВАЗа”, объем производства в 2006 г. составит порядка 47 000 машин. Таким образом, прибавка примерно в $100 к стоимости одного машинокомплекта позволит “АвтоВАЗу” заработать лишних $5 млн. “Такая договоренность может носить лишь временный характер, – уверен Макаров. – Очевидно, что рано или поздно конфликт партнеров снова обострится. С учетом того, что 99% комплектующих для Сhevrolet Niva поставляется “АвтоВАЗом”, наиболее логичным разрешением конфликта будет выкуп “АвтоВАЗом” доли GM”.

Дилеры рады возобновлению производства “GM-АвтоВАЗом”. Гендиректор автосалона “Питер-Лада” Владислав Рыдаев отмечает, что поставки Chevrolet Niva и Chevrolet Viva были прекращены 15 февраля, после того как закончились запасы на площадках самого “GM-АвтоВАЗа”. Зато на временном простое смогли заработать серые дилеры. Один из них рассказал “Ведомостям”, что с момента остановки конвейера цены на Chevrolet Niva повысились на 7000–8000 руб. “Нам удалось продать по этой цене несколько автомобилей”, – сказал он. Рыдаев считает, что у “GM-АвтоВАЗа” есть ресурс для того, чтобы не повышать отпускные цены для дилеров. Но другой крупный дилер, пожелавший остаться неназванным, говорит, что новые условия поставок машинокомплектов могут сказаться на отпускной цене для дилеров.