“Алроса” стоит $2,4 млрд


Неделю назад министр экономического развития Герман Греф заявил о готовящемся выкупе акций “Алросы” у миноритариев. А представитель “Алросы” тогда сообщил, что акции будут скупаться без объявления оферты “дочкой” алмазной монополии – МАК-банком. По его словам, ни “Алроса”, ни банк не будут переводить акции на собственный баланс.

Но теперь “Алроса” решила изменить план. В минувшую среду она официально объявила о начале скупки МАК-банком собственных акций “в интересах основных акционеров” – правительств России и Якутии. Она продлится до 28 апреля. По словам одного из источников, знакомого с параметрами выкупа, МАК-банк будет действовать как агент одного из госбанков, которому впоследствии будет передан выкупленный пакет. Президент Якутии Вячеслав Штыров в четверг подтвердил, что эти бумаги могут поступить на баланс одной из госструктур, например Внешторгбанка, который затем передаст их федеральному правительству. А недостающие для консолидации контрольного пакета акции правительство получит за счет планируемой допэмиссии “Алросы”. Но первый вице-президент “Алросы” Эрнст Березкин уточняет, что купленные акции могут быть переданы самой “Алросе” и затем аннулированы. Окончательное решение по поводу судьбы этого пакета будет принято только после того, как “закончится оценка активов, которыми планировалось оплатить допэмиссию”, добавляет он.

Первый зампред правления МАК-банка Максим Касаткин сказал “Ведомостям”, что банк покупает акции “Алросы” по 338 000 руб. ($12 000) за акцию. Таким образом, вся компания оценена в $2,4 млрд. В общей сложности планируется выкупить до 10% акций компании на $240 млн. “Эта оценка в 2,5 раза ниже той, которую ранее провел Центр профессиональной оценки (ЦПО), определивший стоимость акции “Алросы” в $32 000, а стоимость всей компании – примерно в $6,4 млрд”, – напоминает аналитик ИК “Проспект” Ирина Ложкина. Но Росимущество забраковало оценку ЦПО как слишком высокую, и до собрания акционеров, которое должно состояться весной, “Алросу” должны оценить еще раз.

Акции “Алросы” не котируются на биржах. Но многие инвесткомпании торгуют бумагами монополии всерую. “До заявления Грефа об оферте акции “Алросы” торговались на уровне $9000–9500 за штуку”, – рассказывает инвестбанкир. “Но затем цены выросли до $13 000, – говорит другой участник фондового рынка. – Вряд ли кто-то из портфельщиков решится продавать эти бумаги, все будут ждать дальнейшего роста и более выгодных предложений от заинтересованных сторон”.

Но Касаткин говорит, что оферта адресована в первую очередь бывшим или нынешним сотрудникам “Алросы”, которые в большинстве своем являются держателями одной-двух акций. “Для трудового коллектива предлагаемая цена более чем привлекательна”, – соглашается один из правительственных чиновников. Березкин поясняет, что из 23% акций, которые изначально находились в собственности сотрудников компании, около 8% акций консолидировали инвестфонды. С некоторыми из них, по словам Березкина, удалось достигнуть предварительной договоренности о продаже акций по объявленной цене. “Это касается и держателей акций “Алросы”, аффилированных с самой компанией, таких как МАК-банк”, – уточняет он.