Cредство от иностранцев


Минпромэнерго внесло в правительство законопроект о порядке вхождения зарубежных компаний в капитал предприятий, имеющих стратегическое значение. Такой документ в мае 2005 г. поручил подготовить Владимир Путин.

Проект Минпромэнерго основан на разрешительном принципе, при котором власти согласовывают конкретную сделку. Так действуют законодательства Франции, Испании, Финляндии, США. Минпромэнерго предлагало, чтобы зарубежный инвестор, желающий приобрести более 50% акций стратегического предприятия, подавал заявку в уполномоченный федеральный орган. По его рекомендации правительство может утвердить сделку или отказать претенденту. На решение отводилось три месяца. Ограничения касаются 39 видов деятельности: например, разработки и производства шифровальной техники, сооружения и эксплуатации ядерных установок, добычи ископаемых на федеральных участках. Если предприятие выпускает продукцию, связанную с законом о гостайне, последние пять лет исполняет гособоронзаказ, осуществляет внешние торговые операции с продукцией двойного назначения, тогда, давая согласие на сделку, государство может накладывать на претендента обязательства (например, продолжать исполнение оборонзаказа или сформировать только из россиян орган управления АО для использования сведений, составляющих гостайну).

Не все в законопроекте устроило Главное правовое управление президента (ГПУ). “По требованию [ГПУ] законопроект ужесточен”, – признается чиновник Минпромэнерго. Теперь согласованию подлежат любые инвестиции в стратегическое предприятие, позволяющие нерезиденту “блокировать или определять решения” АО. При подаче заявки претендент обязан раскрыть весь состав собственников, сообщить о том, имеет ли он уже акции данного стратегического предприятия. Кремлевские юристы не согласились с тем, что на рассмотрение заявки отводится три месяца, а если ответ не дан, уполномоченный федеральный орган обязан согласовать сделку без дополнительных обязательств нерезидента. По решению правительства срок может быть продлен еще на три месяца. Правда, отказ от сделки иностранная компания вправе обжаловать в суде.

Замечаниями ГПУ претензии Кремля не исчерпываются. Администрация президента в принципе отвергает согласительный подход, говорит близкий к ней источник. “Из законопроекта надо исключить сделки, совершаемые с разрешения федеральных органов, – сказал он. – Должен быть четкий перечень стратегических организаций, осуществляющих определенные виды деятельности, над которыми контроль не допускается, и еще перечень предприятий, где допускается частичный контроль”. По его словам, альтернативный законопроект уже подготовлен Минэкономразвития.

Замминистра экономразвития Андрей Шаронов говорит, что министр Герман Греф еще не подписал окончательную редакцию. Подход, изложенный в версии министерства, по его мнению, сужает поле субъективизма чиновников, решающих судьбу сделки, а стало быть, уменьшает возможность коррупции. Сам он считает, что существуют пограничные случаи, когда нельзя жестко установить, в какой актив можно или нельзя пускать иностранцев. Шаронов не исключает индивидуального рассмотрения правительством некоторых заявок.

На взгляд министра промышленности и энергетики Виктора Христенко, “попытка оперировать законченным списком предприятий, собственником которых государство не является, – это вмешательство в права бизнеса”.

Президент United Technologies по России Ричард Броди говорит, что у компании нет намерений приобретать российские оборонные предприятия. В то же время многие гражданские технологии, имеющие отношение к авиакосмической индустрии, по своей сути являются технологиями двойного назначения. Поэтому, говорит Броди, правительство должно четко юридически определить, что относится к предприятиям стратегического значения. В качестве позитивного примера он называет подход американцев: в США рассматривает и одобряет сделки комитет по иностранным инвестициям.