Nissan следует за Toyota


За первые три квартала прошлого года в России было продано 32 905 новых автомобилей Nissan. Но, несмотря на внушительный рост продаж – на 73,6%, пока эта компания отстает от японских конкурентов Mitsubishi (продано 39 064) и Toyota (45 418). Nissan надеялась исправить ситуацию за счет производства машин в России. В качестве вариантов рассматривались организация производства на мощностях завода родственного автоконцерна Renault (СП “Автофрамос”), создание СП с какой-нибудь российской компанией (в частности, с ГАЗом) и строительство завода с нуля. Хотя последний вариант считался наиболее дорогостоящим и рискованным, именно он теперь выглядит самым реальным.

По словам одного из правительственных чиновников, японская компания сейчас активно ищет площадку для строительства. В качестве возможных вариантов рассматривались Нижегородская, Московская и Калужская области. Но в Нижегородской области, по словам собеседника “Ведомостей”, Nissan не устроило расположение площадки с точки зрения будущей логистики. А теперь Nissan присматривается к Санкт-Петербургу. Источник в администрации города сообщил “Ведомостям”, что компании предложен участок в северо-западной части Петербурга. “Речь идет о строительстве производства, которое на первоначальном этапе будет аналогично по мощности первой очереди завода Toyota (25 000), – рассказывает он. – Представители компании периодически запрашивают дополнительную информацию по техническим деталям предлагаемого участка, но пока никаких договоренностей по строительству завода администрация не заключала”. Представитель Nissan в России Татьяна Натарова говорит, что “принципиального решения о строительстве завода в России пока нет и компания продолжает изучать существующие возможности”.

“В том, что Nissan может организовать производство в Петербурге, нет ничего удивительного, – считает аналитик “Метрополя” Александр Жуков. – Губернатор Валентина Матвиенко неоднократно отмечала, что приветствует создание сборочных производств”. Независимый эксперт автомобильного рынка Сергей Алексейчук добавляет, что “Петербург очень удобен для иностранных автопроизводителей c точки зрения логистики: они могут использовать местный порт для ввоза комплектующих и сборочных комплектов, а в перспективе – организовать вывоз готовых автомобилей в страны Западной Европы, организация сборки в которых нерентабельна”. Сейчас, по словам эксперта, Nissan завозит автомобили в Россию через финский порт Ханко. “Желая заполучить иностранных инвесторов, власти города наверняка предложат им максимально льготные условия”, – рассуждает Алексейчук. Один из профильных чиновников в правительстве подтвердил “Ведомостям”, что Nissan рассчитывает воспользоваться механизмом промышленной сборки.

Какие автомобили будет выпускать в России Nissan, пока не известно. Агентство “Интерфакс” со ссылкой на анонимный источник сообщило вчера, что речь может идти о дорогих марках внедорожников Pathfinder, Navara и Murano. “Российский рынок пока не в состоянии поглотить в год больше 5000–10 000 автомобилей такого класса, – считает Жуков. – Если их сборка действительно будет организована, то производство, скорее всего, будет небольшим”. По мнению Алексейчука, логичнее всего для российского рынка выглядела бы организация производства автомобилей стоимостью от $15 000 и выше. Для Nissan это прежде всего марки Almera и Primera. Но, по свидетельству чиновника из администрации Санкт-Петербурга, на переговорах с Nissan модельный ряд пока не обсуждался.