ВЕКТОР


Недоходный лед

Суровая зима не принесла радости владельцам ледовых танкеров – по сравнению с прошлым годом их аренда значительно подешевела, особенно на Балтике. Уровень льда оказался недостаточным. А следующий сезон будет еще хуже: потепление и слишком большое количество судов сделают свое дело, предрекают эксперты. Такой прогноз уже начал отпугивать от Северного рынка небольших игроков. В конце прошлой недели стало известно о продаже всего флота швейцарского трейдера Western Petroleum. Как сообщил покупатель этого флота – греческая Tsakos Energy Navigation, трейдер продаст ему сразу девять танкеров усиленного ледового класса за $530 млн. Шесть из них Western Petroleum получил только в декабре прошлого года. А три оставшихся еще достраиваются на корейских верфях. Новость о продаже такого флота удивила экспертов. Western Petroleum, конечно, в накладе не остался – он заработал минимум $100 млн на этой сделке. Однако еще недавно компания заявляла о серьезных планах развивать перевозки на Севере. В 2005 г. она участвовала в тендере на контракт “Нарьянмарнефтегаза” по перевозке нефти с Варандея. А вот на что рассчитывают греки, вообще непонятно. Конечно, на ледовых танкерах можно возить нефть не только из замерзающих портов. Но тогда нет смысла переплачивать за ледовый класс. Пробиться на рынки Канады, США и Скандинавии грекам будет непросто, там все занято своими перевозчиками. А на нашем Северном рынке можно выжить, только получив контракт по крупному проекту. Правда, на тех же “Сахалинах” конкуренция у них будет жесткая, причем основной фаворит – государственный “Совкомфлот”, которому Western Petroleum уже проиграл борьбу за Варандей.

На благо конкуренции

Госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ) утвердила правила построения беспроводных сетей связи стандарта WiMax, которые сводят на нет все преимущества этого стандарта. И главное из них – возможность обмениваться данными на высоких скоростях практически на любом расстоянии от дома или офиса. WiMax в отличие от уже действующей технологии Wi-Fi позволяет уходить с ноутбуком на расстояние до 10 км, и при этом соединение с сетью остается устойчивым. Но в ГКРЧ решили, что излишняя мобильность россиянам ни к чему, и в несколько раз укоротили дальность действия передатчиков в крупных городах, где, собственно, и проживает подавляющее большинство интернет-пользователей. Формально – для того чтобы одни и те же частоты (которые, как известно, являются ресурсом ограниченным) могли использовать сразу несколько операторов. Стало быть – во имя конкуренции. Правда, операторам, не желающим отказываться от планов развития WiMax, теперь придется смириться с необходимостью пересмотреть бюджеты проектов и увеличить инвестиции в разы (см. статью на стр. Б8). В этой ситуации особенно повезло тем, кто обратился в ГКРЧ за разрешением использовать частоты для работы в WiMax ранее, еще до судьбоносного решения (в ноябре 2005 г.). На эти компании ограничения не распространяются, и они единственные смогут оказывать “настоящие” услуги. Остается лишь надеяться, что никто из участников рынка не знал о планах ГКРЧ ограничить возможности перспективного стандарта и не обратился за частотами заранее. В противном случае возникает подозрение, что совсем не ради конкуренции старались члены ГКРЧ, без всякой видимой причины ограничивая возможности WiMax.