Google вернет $90 млн


Компания Google подписала мировое соглашение с компаниями, размещающими рекламу на ее сайтах. Она согласилась предоставить рекламодателям льготы на общую сумму около $90 млн в обмен на отказ от судебного иска, поданного ими в окружной суд штата Арканзас. Истцы жаловались, что Google необоснованно выставляет им счета за фальшивые переходы пользователей по их рекламным ссылкам. Подобно другим площадкам Интернета, Google взимает с рекламодателей плату в зависимости от того, сколько кликов по их ссылкам совершают пользователи. Однако существуют программы, позволяющие автоматизировать этот процесс и имитировать многочисленные обращения к рекламным ресурсам. Подобные случаи имели место и на сайтах Google, утверждают рекламодатели.

До сих пор контракты Google с рекламодателями предусматривали, чтобы те подавали заявления о возмещении расходов не позднее 60 дней со дня, когда произошла накрутка. Но по условиям нынешнего соглашения все американские клиенты Google смогут подать такие заявления за период с 2002 г. “Соглашение будет приемлемым выходом для всех вовлеченных в конфликт сторон”, – заявила помощник генерального советника Google Николь Вонг. Впрочем, это соглашение еще должен одобрить судья, подчеркивает адвокат истцов Джордж Макуильямс.

Соответчиками по иску стали и другие поисковые компании – например, Yahoo!. Представитель Yahoo! отказался комментировать соглашение Google с рекламодателями, пояснив, что его компания уверена в надежности своей системы защиты от накручивания числа просмотров рекламных сайтов. Впрочем, гендиректор Google Эрик Шмидт недавно тоже заверял, что его компания располагает специалистами и технологиями, позволяющими свести подобные махинации к минимуму.

У опрошенных “Ведомостями” представителей компаний “Независимость”, “Ниссан Мотор Рус”, МТС и “Рольф-Холдинг”, активно рекламирующих свои услуги и товары на российских сайтах, не было повода усомниться в обоснованности счетов за размещение рекламы. “Сомневаюсь, что в Рунете выгодно заниматься накрутками”, – говорит гендиректор “РБК Информационные системы” Юрий Ровенский. “На российских площадках 1000 переходов по рекламной ссылке стоят всего $20, тогда как на западных стоимость может быть на порядок выше”, – объясняет он. Впрочем, свидетельствует гендиректор агентства интернет-рекламы “Бегун” Алексей Басов, “любая рекламная сеть, объединяющая большое количество площадок и генерирующая значительные финансовые потоки, неизбежно сталкивается со случаями мошенничества со стороны партнеров”.

Искусственно завышают количество кликов в основном недобросовестные партнеры компаний-рекламодателей, подтверждает гендиректор “Яndex” Аркадий Волож. Партнеры заинтересованы только в количестве кликов, репутация партнерской сети их не волнует, объясняет он. Те же компании, которые размещают рекламу на собственной площадке (например, поисковые системы), стремятся сохранить репутацию, говорит Волож. В частности, “Яndex” внимательно отслеживает каждый запрос и при выявлении накруток возмещает рекламодателям их затраты, добавляет он. “Рекламные площадки, занимающиеся мошенничеством, серьезно рискуют: рекламодатель может заметить, что переходов по ссылке много, а реальных заказов мало, и задуматься, почему эффективность размещения рекламы на данной площадке так низка”, – согласен Ровенский. “В Интернете существуют специальные платные сервисы, позволяющие рекламодателю следить за статистикой переходов по ссылке и при желании ограничивать количество кликов с одного IP-адреса”, – рассказывает сотрудник российского оператора платного ТВ, чей рекламный баннер вывешен на сайте крупной поисковой системы. “На рынке существуют автоматические механизмы отсечения подозрительных переходов”, – подтверждает Басов. Кроме того, он советует рекламодателям тщательнее отбирать и обучать партнеров, а также проводить регулярный аудит их деятельности. Хотя доказать, что тот или иной клик был фальшивым, очень трудно, предупреждает аналитик J’son & Partners Борис Овчинников. (Использованы материалы WSJ.)