Миллионеры из Boeing


Информация о том, сколько топ-менеджеры Boeing заработали в 2005 г., содержится в докладе о созыве годового собрания акционеров корпорации, поданном на днях в Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC). Из документа следует, что самое большое вознаграждение – $28,4 млн получил глава совета директоров и гендиректор Boeing Джеймс Макнерни. Он возглавил компанию только в июле прошлого года. Из расчета годовой зарплаты в $1,75 млн за полгода работы его чистый оклад составил $841 346. Еще $2,3 млн он получил в качестве бонусов, $34 254 – в виде дополнительных льгот, таких как оплата отпуска и пенсионные выплаты. И $25,3 млн – в виде акций Boeing. Получение этих акций было одним из условий контракта с Макнерни, пришедшего в Boeing с поста гендиректора и председателя правления компании 3M.

Предшественник Макнерни на посту гендиректора Boeing – Гарри Стоунсайфер проработал в компании лишь до 6 марта 2005 г. За два месяца он получил зарплату в размере $496 442, еще $694 328 было выплачено ему в виде дополнительных льгот. А самое большое вознаграждение – $11 млн – Стоунсайфер получил в виде акций Boeing в рамках программы по долгосрочному стимулированию топ-менеджеров. Для сравнения: финдиректор Boeing Джеймс Белл получил за прошлый год в рамках этой же программы $1,9 млн, а глава подразделения по производству гражданских самолетов Алан Маллали – $7,6 млн.

Стоунсайфер возглавил Boeing 1 декабря 2003 г. До этого он долго трудился в подразделении General Electric по производству авиадвигателей, а в 1994–1997 гг. возглавлял одно из ведущих оборонных предприятий США – McDonnell Douglas. После поглощения McDonnell корпорацией Boeing Стоунсайфер стал заместителем председателя совета директоров и президентом объединенной компании. В 2002 г., оставшись лишь членом совета директоров, он приготовился уйти на покой и даже обзавелся домом во Флориде рядом с полем для гольфа. Но в конце Стоунсайфер вернулся к управлению оказавшейся в кризисе корпорацией. Тогда Boeing впервые уступил Airbus мировое лидерство в производстве пассажирских лайнеров. И оказался в центре громкого скандала – выяснилось, что в 1998 г. корпорация нелегально получила документацию Lockheed Martin, благодаря чему выиграла тендер американских ВВС на поставку ракет-носителей.

За время своего правления Стоунсайферу удалось значительно улучшить финансовые показатели компании. В 2004 г. ее чистая прибыль увеличилась по сравнению с 2003 г. в 2,6 раза до $1,87 млрд. С декабря 2003 г. по март 2005 г. акции Boeing подорожали на 53% – до $58,3 за штуку. А вот вернуть Boeing на пьедестал мирового лидера по производству пассажирских самолетов он не успел – в 2004 г. компания выпустила 285 самолетов, а Airbus – 320.

Но ушел Стоунсайфер не потому, что потерял менеджерскую сноровку, а потому, что нарушил введенные им же в компании высокие этические стандарты. Совету директоров стало известно о любовных отношениях Стоунсайфера, который к тому моменту был женат уже около 50 лет, с одной из сотрудниц Boeing. “Когда мы расследовали обстоятельства, связанные с этим делом, то решили, что были [совершены] некоторые недальновидные поступки, которые подрывают его [Стоунсайфера] способность вести Boeing вперед”, – заявил после увольнения Стоунсайфера тогдашний председатель совета директоров компании Льюис Платт.