За метизами в Англию


Гендиректор и основной владелец “Северсталь-групп” Алексей Мордашов несколько лет назад задался целью превратить комбинат “Северсталь” в одну из крупнейших сталелитейных компаний мира. С тех пор предприятие приобрело активы обанкротившейся Rouge Industries в США за $285,5 млн и почти 70% акций итальянской Lucchini за 490 млн евро. А в конце прошлого года стало известно, что компания присматривается к китайскому госхолдингу Tonghua Steel Group.

Схожую стратегию решило опробовать и другое подразделение группы – “Северсталь-метиз”. Пока единственный зарубежный актив компании – украинский “Днепрометиз”, сделка по покупке 60% акций которого была закрыта в феврале. Кроме того, компания создала два совместных предприятия с Arcelor по выпуску оцинкованного проката и металлокорда.

Теперь, как рассказал “Ведомостям” директор компании по развитию бизнеса Сергей Солоусов, “Северсталь-метиз” ведет переговоры о покупке “сразу нескольких европейских производителей”. В отношении одного из них – британской Carrington Wire компания уже подала ходатайство в антимонопольные органы Германии. Комментировать сделку в “Северсталь-метизе” отказываются. Связаться с представителями Carrington не удалось, в Aсertec Holdings от комментариев отказались.

Интерес компании к европейским производителям Солоусов объясняет стратегией компании, направленной на расширение присутствия в европейских странах. “Европа – стратегический рынок для компании. Объем потребления метизной продукции здесь в семь раз больше, чем в России, – поясняет он. – Почти 53% металлоизделий, экспортируемых из России, приходятся на поставки “Северсталь-метиза” в Европу”. Пока компания, по оценке Солоусова, занимает на европейском рынке около 5%. Но за счет агрессивной экспансии компания рассчитывает упрочить свое положение и в перспективе стать серьезным конкурентом крупнейшему в Европе производителю – бельгийской Bekaert, контролирующей более 7% европейского рынка. Аналитик “Тройки Диалог” Василий Николаев отмечает, что покупка производителей в Европе вписывается в общую стратегию “Северстали”, направленную на завоевание новых рынков сбыта.

Инвестиции в производство продукции с повышенной добавленной стоимостью характерны не только для “Северстали”. Еще в 2004 г. метизным заводом “Нямунас” в Литве обзавелcя “Мечел”. “За счет удачного расположения предприятия до 70% продукции продается на перспективном европейском рынке”, – говорит представитель “Мечела” Алексей Сотсков.

Эксперты говорят, что в условиях снижения цен на сталь вложения в производства по ее переработке оправданы. По словам Николаева из “Тройки Диалог”, серьезное падение цен на сталь наблюдалось с весны прошлого года, но сейчас цены стабилизировались. Тонна горячекатаного проката, экспортируемого из России, по его оценке, стоит $425, холоднокатаного – $512. Аналитик “Атона” Владимир Катунин отмечает, что при снижении цен значительнее всего дешевеет продукция меньшего передела, а цены на продукцию с повышенной добавленной стоимостью, напротив, наименее подвержены спадам.