Народ не против


Российские компании обросли традициями празднования небольших собственных праздников. Одни отмечают дни рождения компании, другие – профессиональные праздники, третьи устраивают торжественные мероприятия по случаю наступления нового года. “Для сотрудников это возможность расслабиться, пообщаться с коллегами и начальниками по душам, для работодателей – повод в очередной раз заявить, что “мы – команда”, – говорит Руслан Ильясов, HR-директор алюминиевого концерна “Alcoa-Россия”. Он напоминает, что большинство людей ставят комфортное сосуществование с шефом и другими сотрудниками выше, чем размер зарплаты. В свою очередь, эмоциональная привязанность к месту работы и коллективу снижает текучесть кадров.

“Праздники обладают способностью сблизить членов коллектива”, – добавляет Татьяна Андреева, старший преподаватель кафедры управления персоналом факультета менеджмента Санкт-Петебургского госуниверситета. Однако со временем мероприятия, приуроченные к Новому году и дням рождения компании, становятся все более формальными и все меньше выполняют свою “сплочающую” функцию. Относительно новая тенденция – корпоративно отмечать народные праздники. Пионеры в этом направлении, говорит Андреева, – иностранные компании, работающие на российском рынке.

Сотрудники российского подразделения IKEA участвуют в отмечании шведских праздников. 13 декабря у них день Cвятой Лючии, а летом – праздник Середины лета. Празднование первого состоит из поедания булочек с корицей, распития глегга (шведского глинтвейна) и наблюдения за появлением девушки в белом, несущей в руках свечу. “Эта церемония олицетворяет свет и тепло, чего так не хватает в самый холодный месяц года”, – поясняет Алла Забровская, PR-менеджер розничной сети. Традиционный шведский праздник Середины лета напоминает Ивана Купалу. Российские сотрудники шведской компании в этот день выезжают за город, чтобы “пойти в лес, развести костер, сплести венки и опустить их в реку”, говорит Забровская. По ее словам, оба праздника помогают укрепить в сознании сотрудников две важные вещи: что IKEA из Швеции и что ее деятельность тесно связана с природой.

В российском офисе американской биотехнологической компании Ginincor празднуют Хэллоуин. По словам Алексея Аблаева, замглавы московского офиса, “переодевание в различные костюмы помогает увидеть в коллегах что-то новое”, – признается Аблаев. “После таких праздников гораздо легче общаться с окружающими”, – говорит он.

Российские компании тоже начинают прибегать к возможно менее традиционным поводам, чтобы устроить для сотрудников праздник. “Два года назад от компаний стали поступать заказы на организацию масленичных гуляний”, – отмечает Екатерина Беспалова, руководитель Агентства корпоративных мероприятий. Например, этой зимой 1500 сотрудников автомобильного дилера “Автодом” ели блины и жгли чучело зимы в одном из конноспортивных клубов Подмосковья. Впрочем, традиционные национальные праздники – хороший повод не столько разгрузить собственных сотрудников, сколько сделать реверанс в сторону партнеров. В телекоммуникационной корпорации АФК “Система” уже несколько лет подряд празднуют проводы зимы. “Это неофициальное мероприятие для наших иностранных партнеров и дипломатов, – поясняет Сергей Черемин, вице-президент компании. – Человеческое общение вне протокольного формата помогает иностранцам познакомиться с корнями российской культуры и прочувствовать особенности страны”.