Shell ищет проект в России


Royal Dutch/Shell хочет расширить добычу в России. “Я хотел бы значительно увеличить наш бизнес в России, как на Сахалине и в Западной Сибири, так и потенциально на третьей платформе”, – сказал в интервью Reuters президент Shell в России Крис Финлэйсон. “Я думаю, это будет платформа, расположенная в отдаленном районе, требующая хорошей технологической базы, вероятно в Арктике”, – добавил он. По словам Финлэйсона, его компанию интересует возможность реализации проектов по добыче и сжижению газа. “В России есть много неоткрытых месторождений, а время, когда разведку земель нужно будет быстро переводить в стадию разработки, стремительно приближается”, – отметил он.

Shell ищет новый проект, несмотря на увеличение затрат по проекту “Сахалин-2”. В cентябре оператор “Сахалина-2” Sakhalin Energy направил в Минпромэнерго и администрацию Сахалинской области изменения к смете общих расходов на реализацию второго этапа проекта. Компания просит одобрить рост затрат до 2014 г. с $12 млрд до $20 млрд. В частности, она планирует увеличить мощность завода по производству СПГ на 20%, добавив третью линию. По словам руководителя добывающего подразделения Royal Dutch/Shell Малькома Бриндеда, часть расходов в размере $6–7 млрд будет профинансирована за счет ЕБРР, японского банка JBIC, US EximBank и британского агентства гарантирования экспорта.

Сейчас лицензиями на арктическом шельфе обладает в основном “Газпром”. Но большинство участков арктического шельфа еще не распределены, отмечает аналитик “Солида” Денис Борисов. Валерий Нестеров из “Тройки Диалог” считает, что Shell сможет участвовать в одном из арктических проектов. “В правительстве заявляли, что шельфовые проекты будут развиваться с участием международных инвесторов. Наиболее вероятным партнером Shell может стать “Газпром”, поскольку они собираются сотрудничать на Сахалине”, – говорит он.

Подобные проекты всегда связаны со значительными рисками и компаниям необходимо иметь гарантии возврата инвестиций, поэтому Нестеров не исключает, что государство пойдет на заключение соглашения о разделе продукции. Он напоминает, что такой проект потребует многомиллиардных вложений. В “Газпроме” не стали комментировать возможное сотрудничество. У концерна есть три лицензии – на Долгинское нефтяное месторождение, Штокман и Приразломное. Монополия будет скорее больше внимания уделять американским и норвежским компаниям в этих проектах. “США – рынок сбыта, на который можно поставлять сжиженный природный газ, а норвежские компании обладают огромным опытом работы на шельфе”, – говорит Борисов.