Пост принят


Для Вячеслава Шабакина, директора по маркетингу компании “Скит”, наступили радостные дни. Только в первую неделю поста его компании удалось продать в 10 раз больше постного майонеза, чем за весь предыдущий месяц. “Майонез “Скит постный” мы выпускаем уже шестой год, и, по нашим подсчетам, количество его потребителей из года в год увеличивается примерно на 2–3%”, – рассказывает Шабакин.

“Если говорить о мотивации покупателя – постится он из соображений веры или диеты, – то можно предположить, что в городах-мегаполисах в этом вопросе большую роль играет рациональный аспект, а в регионах – религиозный. Хотя в любом случае для производителя целеполагание потребителя не важно”, – говорит Марина Малыхина, президент исследовательской компании Magram Market Research.

Московский холдинг “Солнечные продукты” выпускает 24 вида маргарина. Из них 17 видов – постные, продажи которых в первые две недели поста увеличились по отношению ко всей маргариновой продукции на 10%. К примеру, постный майонез “Здравье” за это время здесь реализовали в количестве 99 т при месячном плане 135 т (в 2005 г. объем продаж этого продукта превысил запланированный на время поста тоннаж на 40%).

В другой компании – группе “Эфко” (белгородский производитель растительного масла, майонеза и специализированных жиров) – также ожидают прибыли. По словам Евгении Пановой, директора по продукту, продажи постного маргарина “Нежка” в течение поста обычно увеличиваются на 60%.

В Первой макаронной компании (группа “Агрос”) отметили 10%-ное по отношению к февралю увеличение объемов продаж макарон. А в группе компаний “Белая дача”, производящей свежие овощи, по словам PR-менеджера Елены Медведевой, за минувшую неделю количество заказов розничной сети на деликатесные салаты и салаты из серии “фитнес” выросло по сравнению с предыдущей неделей на 20%.

Следует отметить, что к таким результатам компании идут разными путями. “Раньше в это время мы наблюдали падение спроса, так как не все потребители были уверены, что маргарин можно употреблять во время поста. Но вот уже второй год мы стараемся разъяснять людям, что большая часть этой группы продуктов не содержит животных жиров и, соответственно, не противоречит требованиям церковного устава”, – говорит Татьяна Чепель, директор по маркетингу холдинга “Солнечные продукты”. С этой целью сотрудники компании раздают листовки прихожанам храмов или оставляют их в церковных лавках, выступают по радио и публикуются в газетах, а сам маргарин маркируют специальным знаком – “Постный продукт”. А в “Ските” к вопросу продвижения товара подошли проще. “Компания не сегментировала майонез “Скит постный” по вероисповеданию. Мы понимаем, что есть вегетарианцы и есть верующие, поэтому решили сделать свой продукт универсальным”, – говорит Вячеслав Шабакин.

По церковному уставу во время поста кроме мясных и молочных продуктов нельзя употреблять алкоголь, но производители спиртных напитков отмечают, что религиозные чувства сограждан не делают их продукцию менее популярной. “Продажи алкоголя скорее подчиняются сезонным колебаниям или колебаниям, связанным с выводом на рынок нового продукта, а влияния поста ни в этом, ни в прошлом году мы не ощутили”, – говорит Олег Пустовалов, директор по продажам компании “Русский алкоголь”. “Наша аудитория – обыкновенные мужики, которые создают потребление во всех категориях алкогольных напитков, и не постятся они только потому, что много работают”, – объясняет он. Его поддерживает вице-президент РВВК (Русской вино-водочной компании) Герман Климовский: “Сейчас появилась категория альтернативно постящихся – это люди, которые могут отказываться от скоромной пищи, но при этом охотно потреблять алкоголь”. “Люди как пили, так и будут пить”, – соглашается с ними гендиректор ассоциации “Северо-Западный альянс участников алкогольного бизнеса” Михаил Злыдников.

Однако к посту оказался чувствительным спрос на мясную продукцию. На Микояновском мясокомбинате в первые дни поста отметили 10%-ное падение спроса на свою продукцию. Андрей Хижняк, директор по маркетингу предприятия, прогнозирует такой же результат и в последнюю, Страстную неделю, когда ограничения в еде становятся гораздо более строгими. “Людям трудно выдержать весь пост, поэтому большинство из них предпочитает поститься в первую и предпасхальную недели”, – объясняет он. 10%-ное сокращение продаж мясных продуктов констатировали также в группе компаний “Черкизово”. А в компании “Мириталь”, производящей замороженные полуфабрикаты, за первые две недели марта спрос на продукцию по сравнению с аналогичным периодом февраля снизился на 20%.

По мнению замдиректора “Левада-центра” Алексея Гражданкина, большинство постящихся людей “не вполне отдают себе отчет, почему они это делают”. “Для них наряду с мотивами веры также важными оказываются мотивы поддержания своего здоровья”, – поясняет он.