ВЕКТОР


Всем не хватит?

Стремление “Газпрома” выйти на китайский рынок наконец обрело документальную форму: в протоколе, подписанном российской газовой монополией и китайской госкомпанией CNPC, говорится, что поставки топлива в Поднебесную могут начаться уже через пять лет. Вначале это будет газ из Западной Сибири, а затем и из Восточной. Правда, для этого еще надо будет построить два трубопровода, которые обойдутся в $10 млрд. Но это не единственная проблема: хватит ли у “Газпрома” топлива, если он одновременно хочет увеличивать поставки и в традиционном для себя направлении – в Западную Европу? Менеджеры монополии и федеральные чиновники не сомневаются в способностях газового концерна, но иного мнения в Международном энергетическом агентстве. Газета Financial Times Deutschland сообщила вчера о конфиденциальном письме агентства министрам энергетики стран “большой семерки”. В нем содержится предупреждение о том, что через несколько лет “Газпром” не сможет выполнять свои обязательства по поставкам газа в Европу по существующим контрактам. Вероятно, китайские планы “Газпрома” только усилят опасения европейцев за свою энергетическую безопасность. Правда, в случае нехватки топлива монополия в первую очередь будет жертвовать наименее выгодными рынками – а это страны СНГ и внутренний рынок. Так что энергетикам тоже не грех задуматься о будущем. Например, об увеличении атомной составляющей.

Мобильный убийца

Лет пять назад производители сотовых телефонов, только-только научившиеся встраивать в свои трубки небольшие фотокамеры, прочили скорый конец производителям фотоаппаратов. Теперь их мрачные прогнозы начинают сбываться. Так, в январе 2006 г. один из ведущих игроков фотоиндустрии – Konica Minolta объявила, что уходит из этого бизнеса, а другая известная компания, Agfa-Gevaert, продала в 2004 г. свое некогда знаменитое фотографическое подразделение. Теперь стремящиеся к созданию устройств “все в одном” производители сотовых телефонов сулят многочисленные беды не только другим игрокам этого рынка, но и производителям другой компактной цифровой техники. Так, корпорация Nokia в 2005 г. выпустила 100 млн камерофонов, став крупнейшим в мире производителем фотокамер. Глава мультимедийного подразделения этой компании Ансси Ваньоки считает, что следующими исчезнут производители музыкальных плейеров, а затем – производители видеокамер. По их мнению, потребителям незачем носить с собой по нескольку устройств, когда все мультимедиауслуги можно получать из “одного флакона”.