“Евросеть” без трубок


Управление “К” МВД изъяло 167 500 мобильных телефонов Motorola, принадлежащих компании “Евросеть”, сообщила компания. Эта партия, стоимость которой ”Евросеть” оценила в 530 млн руб. (с учетом уплаченных таможенных сборов), – одна из крупнейших, задержанных российскими правоохранителями. Более крупный улов – 200 000 трубок – достался Следственному комитету при МВД в августе 2005 г. Но тогда в руки к милиционерам попал незадекларированный товар. На сей же раз арестованы телефоны, уже прошедшие таможню.

В письме, распространенном “Евросетью” в пятницу, говорится, что с 25 по 29 марта сотрудники Шереметьевской таможни и аппарата ФТС России уже провели “беспрецедентные по тщательности и углубленности досмотровые действия” в отношении этой партии и ничего подозрительного не нашли. Но при выезде из “Шереметьево” “груз был остановлен оперуполномоченным по особо важным делам управления “К” Морозовым Ю. А. и старшим оперативной группы Рыльковым А. А.”, говорится в письме. Осмотрев груз, милиционеры решили изъять его – они сослались на наличие оперативной информации о контрафактном происхождении части товара и на поручение, выданное “следователем Московской региональной прокуратуры по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте Латышом Д. Н. в ходе исполнения по уголовному делу <...> возбужденному по товарам китайского происхождения в отношении неустановленных лиц”. При этом милиционеры отказались выдать представителям “Евросети” копии документов, подтверждающих изъятие груза, отмечается в письме, которое “Евросеть” отправила также премьеру Михаилу Фрадкову, его заместителю Александру Жукову, министру экономического развития Герману Грефу, главе МВД Рашиду Нургалиеву и генпрокурору Владимиру Устинову.

Пресс-секретарь Шереметьевской таможни Елена Куварева подтвердила, что заказанный “Евросетью” груз был “оформлен и выпущен”. Связаться с представителями управления “К” МВД “Ведомости” не смогли – в пятницу и выходные их сотовые телефоны не отвечали. Не удалось связаться и с представителями Московской региональной прокуратуры по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте.

“Это первый случай, когда арестовывают товар, прошедший таможню”, – возмущен президент “Евросети” Элдар Разроев. За I квартал “Евросеть” ввезла более 1,3 млн телефонов, уплатив 3,5 млрд руб. пошлин и налогов, говорится в письме. Конкуренты “Евросети” ситуацию не комментируют.

“Насколько мне известно, партия телефонов для “Евросети” была оформлена по всем правилам”, – говорит глава российского представительства Motorola Сергей Козлов. Нарекания у милиции могло вызвать разве что отсутствие в сертификате сведений о бразильской фабрике Motorola, где была произведена злополучная партия, считает он. “У нас есть фабрики в Сингапуре, на Тайване, бразильскую же мы вписали в сертификат только в минувшую пятницу”, – говорит Козлов. Но Разроев уверен, что дело не в этом, иначе управление “К” не пыталось бы представить груз как контрабанду, ввезенную без уплаты налогов и пошлин. У правоохранителей могут возникать подозрения, когда производители продают телефоны для России партнерам, зарегистрированным в других странах, рассказывает Виктория Еремина из Nokia. Сама Nokia с февраля работает только с теми компаниями, которые зарегистрированы и ведут бизнес в России. “Но получателем этого груза была наша компания – “Евросеть-Опт”, – утверждает Разроев.

По сведениям ведущего эксперта Mobile Research Group Эльдара Муртазина, телефоны Motorola составили около 60% изъятого товара, а остальное пришлось на трубки других производителей. Они-то и могли заинтересовать милиционеров, тем более что некоторые вендоры не прикладывают счета-фактуры к поставляемому товару, а высылают их отдельно, говорит он. Тем не менее он считает странным, что управление “К” решило “перепроверить таможню”. “Милиционеры занимаются явно не своим делом”, – считает он.

Случаев, когда под видом борьбы с контрабандой у участников рынка отнимают легально ввезенный товар, немало – например, на рынке бытовой техники, отмечает PR-директор Российской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов. Утвержденное правительством в 2002 г. “Положение о хранении и реализации предметов, являющихся вещественными доказательствами” и ст. 82 Уголовного кодекса позволяют следственным органам, не дожидаясь суда, отправлять конфискованный товар на реализацию, напоминает он. “Товар оценивается в разы дешевле реальной стоимости, но продается по рыночной цене, а разница оседает в карманах недобросовестных чиновников”, – указывает Гуськов. По его словам, РАТЭК собирается предложить правительству сделать механизм оценки изъятого товара более прозрачным – в частности, привлечь к оценке “профильных экспертов” и допустить к реализации конфиската всех желающих на основе конкурса.