ВЕКТОР


Последний шанс

Производители автомобилей изо всех сил стараются погреть руки на взрывном росте российского рынка. Вместе с мэйджорами мировой индустрии реализовать проекты в России стремятся и совсем небольшие компании. В пятницу Уральская автомобильная компания объявила о начале производства внедорожника Shuttle. Первый автомобиль собирался из комплектующих Mitsubishi, Toyota и Bosh на Златоустовском машиностроительном заводе в цехе по сборке баллистических ракет для подводных лодок. Стоить златоустовский внедорожник будет около $22 000. Инвестиции в проект составили всего 100 млн руб., окупить затраты Уральская автомобильная компания планирует уже через год. Еще об одном амбициозном проекте сообщила группа “Химэкс”, которая намерена вместе с польской Intrall собирать в Саратовской области микроавтобусы и грузовики. К 2008 г. “Химэкс” обещает ежегодно производить 25 000 автомашин, состоящих на 70% из польских комплектующих.

У проектов есть все шансы на успех. Ведь последние несколько лет продажи новых автомобилей росли на десятки процентов в год. К тому же и Shuttle, и польские автомобили попадают в недорогой сегмент, востребованный российскими покупателями. Но, как уверяют эксперты, поражать воображение покупателей смелыми по сочетанию цены и качества проектами автостроителям осталось недолго. Уже в этом году спрос на автомобили постепенно начнет падать. По прогнозам, в 2006 г. рост спроса на автомобили сократится с прошлогодних 16% до 8–10%. А уже через три-четыре года остановится на уровне 2–3%, что позволит выжить только крупным производителям.

За что боролись

Одна из самых страшных кар для любой российской компании – скрупулезное соблюдение по отношению к ней всех процедур и норм закона. Крупнейший российский сотовый дилер, компания “Евросеть”, похоже, сможет испытать это на себе. Прошедшие летом и осенью прошлого года операции правоохранительных органов по обелению импорта сотовых телефонов были очень на руку собравшейся на биржу “Евросети”, и на рынке заговорили, что дилер сам поспособствовал возросшему интересу чиновников и правоохранительных органов к этому рынку. Однако при обелении рынка у нечистоплотных чиновников остается меньше возможностей греть на нем руки. Соответственно, неприятности с задержанием 167 500 телефонов “Евросети”, с осени прошлого года занимающейся таможенным оформлением грузов самостоятельно и вбелую (см. статью на стр. Б8), по подозрению в контрафакте могут оказаться своеобразной местью чиновников за потерю хлебного места.