НЛМК сортирует активы


В конце прошлой недели Новолипецкий меткомбинат объявил о готовящейся реструктуризации активов, которая была одобрена советом директоров компании. На балансе НЛМК будут собраны только профильные предприятия, а остальные должны быть проданы или переданы другим структурам. Директор НЛМК по связям с инвесторами Антон Базулев уточнил, что к непрофильным активам могут быть отнесены Липецккомбанк, Липецкая городская энергетическая компания (ЛГЭК), Северная нефтегазовая компания, а также Туапсинский морской торговый порт (ТМТП). Решение о внутренней реструктуризации, по словам Базулева, основано на рекомендациях PricewaterhouseCoopers, проанализировавшей корпоративное управление НЛМК.

Дочерний банк НЛМК сейчас входит в число 17 крупнейших региональных банков: его активы, по данным “Интерфакс-ЦЭА”, на 1 января 2006 г. составляли 11,689 млрд руб. А ЛГЭК снабжает Липецк теплом, водой и электричеством – ее в металлургической компании относят к “социальным проектам”. С целью “создания новой площадки для будущих инвестиций в области энергетики” комбинат в 2004 г. приобрел 62% акций неизвестной Северной нефтегазовой компании, но развития этот проект не получил.

Перспективы продажи этих двух компаний и банка в НЛМК комментировать не стали, а вот от акций Туапсинского порта меткомбинат действительно может избавиться. “Он не полностью вписывается в определение вспомогательного логистического актива НЛМК, – говорит Базулев. – И если порт будет решено продать, НЛМК либо сохранит за собой терминалы для обработки стали и других своих грузов, либо установит долгосрочные контракты на перевалку”. НЛМК купил 69% акций порта в 2004 г., но сейчас на перевалку стали приходится лишь 20% грузооборота порта.

Однако источник, знакомый с планами НЛМК, утверждает, что акции ТМТП просто переместятся с баланса комбината на родственную структуру, назвать которую он отказался. “По мнению консультантов, это нужно сделать в целях оптимизации структуры компании в связи с IPO, – пояснил он. – Но избавляться от этого актива никто не собирается: он эффективен и в качестве отдельного бизнеса, и с точки зрения обеспечения транспортной безопасности НЛМК”. “Порты – это прибыльный бизнес, кроме того, Туапсинский порт – часть технологической цепочки в бизнесе НЛМК”, – удивляется аналитик “Центринвест груп” Александр Якубов. Он напоминает, что “Северсталь” в свое время просто вывела все транспортные активы в отдельную компанию. Топ-менеджер конкурирующей с НЛМК металлургической группы ничего не слышал о предстоящей продаже Туапсинского порта. Сам этот актив он оценивает примерно в $100 млн. Но металлург уверен, что НЛМК не собирается выходить из портового бизнеса, указывая на интерес компании к выставленному на продажу Таганрогскому морскому порту. А близкой к НЛМК датской компании Jysk Staalindustri принадлежат акции Морского порта Санкт-Петербург. “Не исключено, что Лисин задумает на базе этих активов создать свой собственный транспортный холдинг”, – предполагает управляющий директор AG Capital Александр Агибалов.

“Иностранных инвесторов решение компании порадует, – резюмирует аналитик Deutsche UFG Александр Пухаев. – Большое количество активов, которые не имеют отношения к основному бизнесу, усложняет структуру компании”. А акционеры НЛМК могут заниматься портами самостоятельно. “Только на продаже 7% акций комбината в ходе IPO Владимир Лисин заработал больше $600 млн”, – напоминает Пухаев.