Экспортеры придержали выручку


Чистый отток капитала частного сектора в начале 2006 г. достиг $4,1 млрд, тогда как годом раньше россияне ввезли в страну на $1,5 млрд больше, чем вывезли. При этом компании и население предпочитали рубли, а весь экспорт капитала обеспечили банки. Их иностранные пассивы выросли на $5,9 млрд, а активы раздулись на $10,2 млрд. Так много за квартал банки не покупали валюты никогда – предыдущий рекорд ($6,8 млрд) был достигнут во II квартале 2005 г. На валютные предпочтения банков не повлиял даже быстрый рост номинального курса рубля к доллару (на 2,3%). При такой динамике валютного курса банкам выгоднее держать деньги в рублях, отмечает эксперт Центра развития Сергей Пухов.

Рекордный рост иностранных активов банков экономист Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Олег Солнцев объясняет поступлением экспортной выручки российских компаний, которую они не перевели в рубли. Сама же выручка росла благодаря удорожанию цены на нефть – с начала года баррель смеси Urals подорожал почти на $9. Переведенная в банк выручка экспортера – пассив банка и она же отражается как его актив на корсчете в иностранном банке – в том случае, если не переведена в рубли, поясняет главный эксперт “Интерфакс-ЦЭА” Алексей Буздалин. Сильный рост иностранных активов банков в начале года – регулярное явление, отмечает Солнцев. В 2001 и 2002 гг. иностранные активы увеличивались на $3,5 млрд и $0,9 млрд соответственно – больше, чем за оставшуюся часть года, в 2004 г. – на $3,6, а в 2005 г. – на $4,8 млрд. В начале года ни у банков, ни у компаний не было особой нужды в рублях, предполагает Буздалин. А по предположению первого зампреда Оргрэсбанка Игоря Буланцева, как раз быстрый рост курса рубля стимулировал экспортеров не торопиться с покупкой рублей: “Они могли рассчитывать продать их по более выгодному курсу”.

В конце 2005 – начале 2006 г. банки продали рекордное количество долларов из-за быстрого укрепления рубля, называет вторую причину роста иностранных банковских активов начальник аналитического отдела казначейства ВТБ Николай Кащеев. На 1 января короткая чистая иностранная позиция составляла $12 млрд. “Меньше долларов иметь было почти невозможно”, – говорит Кащеев. Поэтому, как только чиновники ЦБ стали заявлять о том, что они больше не будут укреплять рубль, банки стали снова перекладываться в доллар, и в конце февраля уже долларовая позиция достигла $8,8 млрд. “Это уже больше $3 млрд в иностранных активах банков в платежном балансе”, – отмечает Кащеев. А Буланцев добавляет, что российские банки и компании за I квартал привлекли более $7 млрд в качестве синдицированных кредитов и еврооблигаций. “Если привлеченные в валюте средства никуда не тратятся, они отражаются как иностранные активы”, – поясняет Буланцев.

Чистый вывоз капитала банками – показатель очень мобильный и по итогам года результаты, скорее всего, будут совершенно иными, надеется Пухов. К тому же отток капитала банков вообще растет в последние годы, потому что им нужно диверсифицировать валютные риски и обслуживать российские компании за рубежом, тем более когда процентные ставки повышаются. “Гораздо важнее тенденция к снижению оттока капитала компаний, ведь это показатель делового климата”, – заключает Пухов.