Проверка на крепость


Как сообщил вчера Центробанк, номинальный эффективный курс рубля с начала года вырос на 1,2%, против доллара рубль подорожал на 2,3%, а против евро – на 1%. В I квартале 2005 г. рубль подорожал против валют основных торговых партнеров России не так сильно – на 0,7%. Реальный (с поправкой на инфляцию) курс рубля увеличивался в последние месяцы еще быстрее, чем номинальный, – на 4,2%. С учетом роста цен рубль стал дороже доллара на 5,2%, а евро – на 4,7%.

За весь 2005 г. реальный эффективный курс согласно “Основным направлениям денежно-кредитной политики” должен вырасти не больше чем на 9%, так что ЦБ за три месяца исчерпал почти половину. “Мы решили взять паузу и воздержаться в ближайшие месяцы от повышения номинального эффективного курса рубля к корзине валют”, – заявил в среду председатель ЦБ Сергей Игнатьев. Слабый рост промышленного производства вызывает у денежных властей тревогу, добавил он: “Возможно, уже начало сказываться укрепление рубля”. Экономические результаты февраля действительно обескураживающие: промышленность выросла всего на 1% по сравнению с февралем 2005 г., а инвестиции – на 1,7%.

Но вчера первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев фактически опроверг начальника (цитата по “РИА Новости”): “Если контроль инфляции потребует укрепления [эффективного реального курса] более чем на 9%, то надо рассмотреть этот вопрос”, – и добавил, что связи между укреплением рубля и снижением темпов экономического роста нет: “Нет статистических оснований так считать”.

По итогам торгов на единой торговой сессии средневзвешенный курс понизился вчера на 4,23 коп. – до 27,5218 руб./$. Как подсчитало Минэкономразвития, еще к марту эффект девальвации 1998 г. полностью исчерпался: в реальном выражении рубль стал дороже, чем в июне 1998 г., на 3,1%.

Завлабораторией Института экономики переходного периода Сергей Дробышевский поддерживает Улюкаева: “Промышленность тормозит из-за остановки роста добычи в нефтегазовой отрасли, а для транснациональных компаний, построивших в России заводы, укрепление рубля – дополнительный заработок”. Экономист Центра развития Валерий Миронов уверен, что причина медленного роста экономики – не укрепление рубля, а быстрый рост затрат предприятий на оплату труда: “В последние два года издержки на труд росли в России на 11–13% быстрее, чем в странах-конкурентах”.

Но у чиновников правительства другое мнение. “Укрепление рубля даже вреднее, чем инфляция”, – беспокоится высокопоставленный источник в Белом доме. Увеличения инфляции с 10% до 11% население не заметит, а падение курса доллара почувствует, поскольку хранит в этой валюте сбережения, уверен он. Правительство и ЦБ запланировали на 2006 г. инфляцию в 8,5–9%, но по итогам I квартала она составила 5%. ЦБ не должен отвечать за курс и инфляцию одновременно, уверен Миронов: “Если с ЦБ спрашивают за инфляцию, то конкурентоспособность надо поддерживать другими методами”.

Валютный рынок на пикировку руководителей ЦБ не отреагировал. “Участники рынка следили в основном за мировыми рынками: евро рос против доллара, укреплялся и рубль”, – говорит начальник отдела конверсионных операций Бинбанка Михаил Парасенко. “Драйвером на рынке был рост евро к доллару”, – соглашается директор казначейства Стройкредитбанка Вадим Адлерберг. После выхода оптимистичных данных по безработице в США падавший весь день против евро доллар развернулся и подорожал на 0,01 евро, добавляет он.

В ближайшие месяцы номинальный курс рубля будет расти, но не так быстро, как в первые месяцы года, полагает председатель правления Оргрэсбанка Игорь Коган: “Дело не только в инфляции – сальдо торгового баланса настолько велико, что рубль не может не укрепляться”. А руководитель группы продаж рублевых облигаций “Зенита” Алексей Третьяков допускает даже, что номинальный курс рубля может почти перестать расти: “По всеобщему мнению, рост ВВП важнее инфляции, и обычно в начале каждого года рубль сильно укрепляется, а потом лишь следует за динамикой евро к доллару”.

Заявления Игнатьева и Улюкаева менее противоречивы, чем кажется, замечает начальник отдела дилинговых операций Абсолют-банка Сергей Кулинич: “Просто первый отвечает за стратегию, а второй – за тактику”. В ближайшее время рубль может перестать расти, замечает он, но если осенью инфляция ускорится, то ЦБ придется пойти на его укрепление, заключает он.