IPO на таблетках

Вслед за акциями “Аптечной сети 36,6” на бирже скоро появятся бумаги ее фармацевтической “дочки”/ М. Стулов

Бизнес “36,6” начался в 1997 г. с того, что Бектемиров и Кривошеев один за другим купили фармацевтические заводы в Воронеже, Белгороде и Покрове. Заводы объединили в ЗАО “Верофарм”, но вскоре на первый план для бизнесменов вышло развитие аптечной сети “36,6”, в которую сейчас уже входит свыше 500 аптек. Став лидерами в розничном сегменте, владельцы “36,6” решили избавиться от производства. Разные топ-менеджеры “36,6” в разное время говорили “Ведомостям”, что “Верофарм” планируется продать западному профильному инвестору. Однако 1 декабря 2005 г. “Аптечная сеть 36,6” объявила о продаже 19,9% акций “Верофарма” инвестиционной компании “Тройка Диалог”. По словам источника, близкого к этой сделке, за 19,9% акций “Тройка Диалог” заплатила около $38 млн (всю компанию без учета долгов оценили в $155 млн).

Тогда же гендиректор “36,6” Артем Бектемиров сообщил, что “Тройка Диалог” получила мандат на публичное размещение “некоторого пакета акций” “Верофарма” в начале 2006 г. Размер пакета, который появится на бирже, он тогда не назвал, отметив лишь, что “36,6” “в любом случае сохранит контроль над “Верофармом”. Сама “Аптечная сеть 36,6” провела IPO в январе 2003 г. на ММВБ, и с момента размещения стоимость акций холдинга выросла на 290% (с 307 до 1198 руб. за акцию).

Как стало известно “Ведомостям”, на бирже РТС будут проданы 20–30% акций “Верофарма”, а само размещение состоится в ближайшие месяцы. Организатором IPO будет “Тройка Диалог”, сообщил источник, знакомый с планами фармацевтической компании. Вчера в “36,6” отказались прокомментировать эту информацию. Однако о скором IPO “Верофарма” уже знают некоторые коллеги и конкуренты. “Выбрав “Тройку Диалог” в качестве андеррайтера, “Верофарму” удастся привлечь хороших инвесторов”, – считает один из участников фармацевтического рынка. Игорь Рудинский, генеральный директор одного из крупнейших фармдистрибуторов – “СИА Интернейшнл”, считает, что акции “Верофарма” вызовут интерес в любом случае. “Таких бумаг пока нет. И тот, кто первым из отрасли выходит на биржу, получает определенные преимущества”, – отмечает он. Рудинский не исключает, что примеру “Верофарма” последуют и другие фармацевтические производители.

Директор инвестиционно-банковского обслуживания финансовой корпорации “Уралсиб” Олег Лухтон подтверждает, что российский фармрынок сейчас очень интересен инвесторам. “Второй год подряд государство проводит программу добровольного лекарственного обеспечения (ДЛО) и выделяет на это большие суммы ($2 млрд в 2005 г., $1,5 млрд в 2006 г. – “Ведомости”), – рассуждает Лухтон, – и работающие с государством компании автоматически получают дополнительный рынок сбыта и рост выручки”. Размещение “Верофарма” должно пройти удачно, считает он. “Бумаги купят, если цена на них не будет завышена”, – добавляет директор управления акционерных рынков капитала МДМ-банка Александр Андреев.

Опрошенные ”Ведомостями” эксперты затруднились оценить стоимость “Верофарма” перед IPO. Но все они отмечают, что бумаги фармацевтических восточноевропейских компаний пользуются спросом. Для сравнения: при выручке в 2005 г. в $785 млн капитализация венгерской компании Gedeon Richter (котируется на Будапештской, Берлинской, Франкфуртской и Мюнхенской биржах) вчера составила $3,9 млрд, сербской Zentiva Bucuresti – $223 млн (Будапештская биржа) при обороте в 2005 г. в $61 млн, а литовской Sanitas AB – $56,2 млн при выручке $16,9 млн.