Без кроны


С 22 февраля курс исландской национальной валюты – кроны – стремительно падает. В январе за доллар давали 61 крону, а теперь – 76,2. По отношению к евро крона с января подешевела еще сильнее – с 73,7 кроны за евро до 94,1. Поводом столь стремительного падения стал доклад рейтингового агентства Fitch, понизившего прогноз краткосрочного кредитного рейтинга Исландии со стабильного на негативный. Свое решение Fitch объяснило тем, что “внешняя задолженность страны достигла беспрецедентных размеров”. Масштаб макроэкономических дисбалансов в Исландии так велик, что не ясно, сможет ли финансовая система страны справиться с теоретически возможным кризисом, говорилось в выпущенном Fitch докладе.

Стремительным ростом внешнего долга Исландия обязана банкам. Число выданных кредитов выросло за последние три года более чем вдвое, до 200% ВВП. А задолженность банков перед внешним миром за 2005 г. – с $19,9 млрд до $34,6 млрд, весь внешний долг Исландии – с $26,6 млрд до $41,2 млрд. Средства для кредитования банки привлекают за рубежом, что и раздуло до “неприличных размеров” внешний долг, констатирует эксперт Fitch Пол Рокинс. “У Fitch не оставалось другого выхода, кроме как понизить прогноз рейтинга Исландии”, – говорит он. Но доклад Fitch спровоцировал не только падение курса кроны, но и отток капитала из страны, рассказывает Асгейр Йонсон, ведущий экономист Kaupthing Bank. Исландский нацбанк был вынужден поднять ставки на 0,75% до 11,5%, что осложнило положение местных банков.

Эти неприятности побудили исландских политиков предлагать стране ввести евро. Выступая с речью в Университете Рейкьявика, премьер-министр Исландии Халдор Асгримссон призвал к “серьезному обсуждению” плюсов и минусов этой меры. Теперь тема евро “у всех на устах”, говорит Йонсон. Но Рокинс полагает, что для Исландии с ее нестабильной экономикой введение евро будет шагом назад. “Плавающий курс валюты позволяет Исландии амортизировать экономические потрясения, а фиксированный курс евро лишит их этой возможности”, – уверен он. Ведущий экономист Danske Bank Карстен Валгрин говорит, что небольшой размер исландской экономики и ее зависимость от трех ключевых отраслей делает Исландию уязвимой перед изменениями на мировом рынке, а наличие или отсутствие своей валюты не меняет эту ситуацию. “Введение евро сделает финансовую политику правительства более надежной, но надо понимать, насколько крошечна эта экономика, зависящая от рыболовства и алюминия”, – считает Валгрин. Несмотря на все политические дебаты, евро в Исландии появится не раньше чем через пять лет, согласны опрошенные “Ведомостями” исландские экономисты.