Названы претенденты на “Большую книгу”


“Большая книга” была учреждена в прошлом году несколькими российскими предпринимателями. Созданный при участии Альфа-банка, группы компаний “Ренова” и магазина ГУМ Фонд поддержки отечественной словесности намерен ежегодно выделять средства на поощрение литераторов. В ноябре объявят имена трех финалистов, один из них получит 3 млн руб. Больше только Нобелевская премия.

Причем, как сказал вице-президент Альфа-банка Александр Гафин, размер награды (по аналогии с той же Нобелевской) будет увеличиваться. Известно, что пополнить призовой фонд уже пожелала компания “Видео Интернешнл”. Столь внушительное финансовое участие плюс масштабная информационная поддержка (в числе учредителей – “Газпром-Медиа”) – заявка на то, что “Большая книга” должна стать главной национальной литературной премией.

Вошедшим в лонг-лист произведениям (роман, сборник повестей или рассказов, документальная проза, мемуары) нельзя дать общую характеристику. Экспертный совет, в который вошли 20 литераторов и критиков, выбрал из поступивших на рассмотрение почти 900 книг и рукописей самые разные образцы нашей словесности. Здесь “Москва – ква-ква” Василия Аксенова, “Эвакуатор” и “Пастернак” Дмитрия Быкова, “Американская дырка” новомодного и радикального Павла Крусанова, “Каблуков” Анатолия Наймана, “2017” Ольги Славниковой. Есть в списке проза поэта-концептуалиста Дмитрия Пригова, бестселлер “Люди нашего царя” Людмилы Улицкой, равно обласканный и обруганный критикой “Венерин волос” Михаила Шишкина, “Все поправимо” и “Московские сказки” Александра Кабакова, “Романчик” Бориса Евсеева, “Оно” Алексея Слаповского, “Золото бунта” Алексея Иванова, “Вагончик мой дальний” Анатолия Приставкина.

В этом многоголосье стилей и традиций нашлось место и для скандальных Александра Проханова (роман “Надпись”) и Елены Чудиновой (роман “Мечеть парижской богоматери”). Но если признавать у Проханова дар большого писателя у части критиков сегодня модно, то попадание в список романа Чудиновой с его предвзятой критикой в адрес ислама кажется непростительной конъюнктурой и спекуляцией.

Другой конъюнктуры организаторам избежать удалось. Несмотря на то, что на рассмотрение жюри выдвигались романы Оксаны Робски, в лонг-лист не вошло ни одно из ее произведений. Не попала в список и повесть Евгения Гришковца “Реки”. Ему отказали не за отсутствие таланта, а потому, что на премию может быть выдвинут лишь сборник повестей.

Среди обоснованных решений экспертов – включение в длинный список мемуаров и документальной прозы. Несправедливо забытый критиками жанр в последнее время пополнился значительными вещами от Льва Аннинского (“Жизнь Иванова”), Инны Лиснянской (“Хвастуны”) и Марины Тарковской – дочери поэта Арсения Тарковского (“Осколки зеркала”).

Кроме изданных в период 2004–2006 гг. книг в “длинном списке” 12 рукописей. Имена авторов строго засекречены. Член экспертного совета Михаил Бутов пояснил, что среди приславших свои работы есть как очень известные писатели, так и совсем новые. Чтобы жюри обращало внимание на качество текста и не поддавалось магии имени, рукописи сделали анонимными. По словам Бутова, средний возраст вошедших в “длинный список” – 40 лет. “Молодые авторы заявленному премией уровню сегодня не соответствуют”.

Имена 15 писателей, которые составят “короткий список”, станут известны 31 мая. После этого произведения передадут в специально созданную Литературную академию (около 100 человек), где каждый ее участник отдаст голос за своего фаворита. Внушительный и по количеству, и по качеству состав академии (журналисты, политики, бизнесмены, культурные деятели) дает право надеться, что выбор будет объективным.