Слишком дорогое мясо


Группа “отказалась” от услуг Morgan Stanley и “выбрала другой синдикат организаторов” в составе ”Ренессанс Капитала”, “Тройки Диалог” и Газпромбанка, пояснил “Ведомостям” директор по связям с общественностью группы “Черкизово” Геннадий Фролов. Все три компании входили в прежний синдикат. “[их] потенциал <...> компания считает отвечающим задачам, поставленным перед IPO”, заявил Фролов. Представитель Morgan Stanley воздержался от комментариев.

В мае группа “Черкизово” готовится продать на LSE и в РТС до 30,4% акций. Вчера группа начала road show и разослала потенциальным инвесторам проспект IPO. Как выяснилось из этого документа (копия есть в распоряжении “Ведомостей”), за две недели до размещения акций мясная компания лишилась одного из двух букраннеров – инвестбанка Morgan Stanley. Он в IPO “Черкизово” больше не участвует, говорит источник, близкий к инвестбанку.

Однако несколько источников, знакомых с подготовкой размещения, утверждают, что инициатором разрыва стал инвестбанк, которому запрошенная группой цена своих акций показалась завышенной. Один из них утверждает, что во вторник поздно вечером Morgan Stanley отказался участвовать в сделке, сочтя слишком высокой даже нижнюю границу выбранного ценового диапазона. Это признает и топ-менеджер одного из соорганизаторов размещения.

Группа объявила, что планирует продать одну акцию по $2212,5–3037,5, или $14,75–20,25 за GDR (в одной акции 150 расписок). Получается, что с учетом привлеченных от размещения средств “Черкизово” оценила себя в $0,85–1,17 млрд. Многим экспертам этот диапазон показался завышенным – мало кто давал за компанию более $1 млрд.

Первые признаки разногласий в оценке группы появились две недели назад, когда потенциальные инвесторы получили отчеты аналитиков всех организаторов размещения (тогда еще четырех). Morgan Stanley единственный из них не указал сумму, в которую оценивают бизнес компании. Средняя оценка аналитиков трех российских соорганизаторов составила $0,9–1,1 млрд. А больше всех получилось у “Ренессанса” – $0,994–1,517 млрд.

На разогретом рынке “компании не стесняются просить высокую цену”, объясняла высокие оценки аналитик “Атона” Татьяна Капустина.

“Если организатор уходит или “его уходят”, то “не сошлись в цене” – первое, что приходит на ум”, – говорит топ-менеджер западного инвестбанка. “Дискуссия по ценовому диапазону – самый жесткий пункт переговоров между владельцами компании и организатором, – рассказывает директор управления акционерных рынков капитала МДМ-банка Александр Андреев. – Понятно, что акционеры хотят видеть максимальную цену, но ведь организаторам после размещения надо смотреть в глаза инвесторам”. Недавно Morgan Stanley столкнулся с этим, напоминает другой инвестбанкир. В феврале банк был андеррайтером размещения издателя газеты бесплатных объявлений “Из рук в руки” и ряда других газет в Восточной Европе Trader Media East. Цена размещения составила $13 за GDR, в начале торгов она снизилась до $12,3, 21 марта рухнула на 23%, а вчера бумаги стоили $8,5.

До сих пор российские эмитенты не оказывались в подобной ситуации. Этот скандал не пойдет на пользу ни компании, ни банку, но размещение не сорвет, уверен топ-менеджер иностранного инвестбанка: “Имя “Ренессанса” достаточно известно на Западе, а интерес к российским бумагам высок. Но с участием Morgan результаты были бы гораздо лучше”.

Источник, знакомый с планами “Черкизово”, напомнил, что “Ренессанс Капитал” участвовал во многих IPO в Лондоне. В частности, он помогал размещать бумаги группы “Евраз” и “Комстар-ОТС”. Правда, послужной список Morgan Stanley гораздо шире: только в прошлом году – АФК “Система”, “Пятерочка”, “Новатэк”, тот же “Евраз” и Urals Energy. “Без Morgan Stanley было бы очень тяжело”, – признался вчера представитель одной из этих компаний. “Сила Morgan Stanley в клиентской базе и способности достучаться до инвесторов”, – рассуждает представитель другой российской компании, недавно разместившейся в Лондоне. Но и российские банки “уже приобрели в глазах иностранных инвесторов достаточный вес, чтобы провести успешное размещение”, добавляет он.