Мелочная экономия


Пострадают “Лукойл” и “Роснефть”. У первой компании извлекаемые запасы в Ненецком округе составляют 750 млн т, а у второй – 84 млн т. В Минэкономразвития отказались от комментариев. Руководитель департамента Минприроды Сергей Донской сказал, что его министерство считало возможным распространить налоговые каникулы на Тимано-Печору: “Чем шире используются механизмы стимулирования нефтяников, тем лучше для отрасли и экономики в целом”.

Фискальный пресс на нефтяные компании привел к замедлению темпов инвестиций в нефтедобычу. Упали и темпы роста самой добычи – в 2003 г. она увеличилась на 11%, в 2004 г. – на 9%, в 2005 г. – всего на 2,4%. А в январе Владимир Путин потребовал от Минэкономразвития ускорить разработку законопроекта, стимулирующего нефтяников осваивать новые нефтегазоносные провинции. В поручении отмечалось, что льготный режим должен охватывать Восточную Сибирь и шельф. Минэкономразвития пошло дальше – при подготовке законопроекта о дифференциации НДПИ оно добавило к льготным территориям Тимано-Печорскую провинцию. Работающим в трех провинциях компаниям чиновники предложили не платить НДПИ первые 10–15 лет разработки месторождения. Если добыча на месторождении в Тимано-Печоре достигла 10 млн т нефти, в Восточной Сибири – 25 млн, а на шельфе – 35 млн, налоговые каникулы прекращаются.

Но в последней версии законопроекта Тимано-Печоры не оказалось. Ее вычеркнули на прошлой неделе после комиссии по законопроектной деятельности, возглавляемой вице-премьером Александром Жуковым, сообщил источник в аппарате Белого дома. Комиссия руководствовалась исключительно поручением президента, в котором Тимано-Печора не упомянута, сообщил он, а чиновник Минэкономразвития “не смог внятно объяснить, почему министерство включило ее в список льготников”. Инфраструктура Тимано-Печоры развита гораздо лучше, чем на шельфе и в Восточной Сибири, объясняет другой чиновник правительства решение комиссии.

Основания лишить Тимано-Печору льгот надуманные, считает сотрудник “Лукойла”. Транспортная инфраструктура еще слаба, существуют только межпромысловые трубопроводы, по которым нефть поступает в терминал Варандей, рассказывает он. Сейчас все скважины “Лукойла” в Тимано-Печоре в сутки добывают 60 000–70 000 баррелей, а стоит задача добывать в 10–15 раз больше, и добиться этого невозможно без масштабных инвестиций. Представитель “Роснефти” Николай Манвелов сказал, что до окончательного решения правительства компания не будет давать комментарии. В обеих компаниях не знают, будет ли руководство пытаться добиться включения Тимано-Печоры в льготный перечень непосредственно на заседании правительства.

Потери бюджета от льготы для новых месторождений во всех трех провинциях составят в 2007 г. 4,44 млрд руб. Но финансовый аргумент не был главным для аппарата Белого дома, считает аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров. Чиновники просто привыкли буквально выполнять указания сверху, тем более поручения президента, замечает он. Аргумент о развитости инфраструктуры Тимано-Печоры “могли использовать только люди, не знающие реальной ситуации”, говорит Нестеров. До сих пор не реализован проект строительства магистрального трубопровода Харьяга – Индига, который для Тимано-Печоры значит не меньше, чем трубопровод до Тихого океана для восточносибирских месторождений. Условия добычи в провинции ненамного легче, чем на арктическом шельфе.

На севере расположены уникальные месторождения Требса-Титова, Центрально-Хорейверского поднятия, за которые вскоре развернется острая борьба российских и зарубежных компаний, добавляет Нестеров. “Видимо, чиновники считают, что те, кому нужны эти жемчужины, готовы работать и без льгот”, – пытается Нестеров найти рациональный мотив в действиях чиновников.