ВЕКТОР


В пятницу МТС объявила о подвижке в борьбе за киргизского оператора “Бител”, откуда в декaбре прошлого года сотрудников оператора вытеснили представители компании “Резервспецмет”. Восточно-Карибский арбитражный суд подтвердил, что “дочка” “Альфа-групп”, в свое время также претендовавшая на “Бител”, не должна участвовать в судебных спорах вокруг киргизского оператора. Однако эта победа не только незначительная, но и запоздалая. За две недели до потери контроля над “Бителом” МТС заплатила за 51% киргизской GSM-монополии $150 млн. Однако с тех пор “Бител” лишился статуса монополиста на местном GSM-рынке. На прошлой неделе у него появился конкурент – “Бимоком”, киргизский партнер российского “Мегафона”. А сам “Бител” развивается при активной поддержке другого российского конкурента МТС – “Вымпелкома”. Впрочем, его акционер Altimo (бывшая “Альфа-телеком”) отрицает причастность к захвату “Битела”. Тактика покупки лидера рынка, которую использовала МТС в других регионах, в Киргизии дала сбой: МТС стремительно теряет главное конкурентное преимущество – лидерство на местном рынке.

Таблетка от жадности

Венесуэла, пятый по величине в мире нефтеэкспортер, вынуждена закупать нефть в России. Эта страна заключила сделку стоимостью $2 млрд на покупку 100 000 баррелей российской нефти в сутки до конца этого года, пишет Financial Times. Венесуэлу подвела жадность: страна законтрактовала почти всю добываемую нефть, при том что добыча эта сокращается. В итоге Венесуэла столкнулась с реальной угрозой срыва договоров с покупателями, что грозит ей огромными штрафами. Чтобы их избежать, нефтяная госкомпания PdVSA в апреле подписала соглашение с ABN Amro о финансировании сделки по покупке российской нефти в порту Роттердам. Российские нефтяники тоже зачастую экспортируют нефть, которую транспортируют для переработки на собственных НПЗ, а заводы загружают покупным сырьем. Да и “Газпром” старается экспортировать как можно больше, а чтобы избежать дыры в балансе, использует для поставок на внутренний рынок газ независимых компаний. Но российским компаниям, в отличие от венесуэльских коллег, такая политика приносит ощутимые дивиденды. Ведь “Газпром” и нефтяники получают выгоду из-за разницы внутренних и внешних цен. Впрочем, и на поставках PdVSA они наверняка неплохо заработают, заодно открыв для себя перспективный, хотя и малопредсказуемый рынок.

Пробный вариант

Проводить IPO в России скоро будет проще и дешевле, заявил недавно руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам Олег Вьюгин. А добиться этого его служба намерена за счет создания специализированного депозитария, через который и будут проходить сделки по первичному размещению акций. По словам Вьюгина, принять участие в этом проекте смогут ведущие российские депозитарии: Национальный депозитарный центр и Депозитарно-клиринговая компания. Сейчас они – пока безуспешно – пытаются договориться об объединении усилий для создания Центрального депозитария. И хотя Вьюгин особо подчеркивает, что спецдепозитарий для IPO никак не связан с реализацией идеи о Центральном депозитарии, задумка ФСФР может заставить депозитарии быть сговорчивее. Ведь для запуска спецдепозитария достаточно изменений нормативной базы ФСФР, что можно сделать до конца года. А на создание Центрального депозитария потребуется, по словам Вьюгина, года два. Но если НДЦ и ДКК в сжатые сроки смогут договориться о партнерстве в спецдепозитарии, поскольку каждая из бирж стремится стать наиболее привлекательной площадкой для размещения акций, то похожая схема может быть использована затем и в Центральном депозитарии. Тем более что сейчас оба депозитария прорабатывают схему взаимодействия при торговле облигациями.

Поезд уходит