Правители богатеют


В опубликованном вчера списке Forbes (см. таблицу) первые строчки занимают главы нефтедобывающих стран Ближнего Востока. На 1-м месте король Саудовской Аравии Абдалла ибн Абдель Азиз с личным состоянием в $21 млрд. На 2-м – султан Брунея Хассанал Болкиах, чье личное состояние Forbes оценил в $20 млрд. Президент ОАЭ шейх Халиф бен Заил Аль Нахайян, по данным составителей рейтинга, “стоит” $19 млрд, а правитель эмирата Дубай шейх Мухаммед бен Рашед Аль Мактум – $14 млрд.

В новый рейтинг Forbes включены только те миллиардеры, которые получили богатство в наследство или благодаря своему положению. По этой причине один из главных богачей Ближнего Востока – саудовский принц Альвалид бен Талаль аль-Сауд в список не вошел как неподходящий по формату: он хоть и принц, но свои деньги заработал сам. А вот шейх Дубая Аль Мактум своим состоянием обязан солидной госдоле в банках и крупных компаниях, а не собственным бизнес-качествам. Фидель Кастро тоже имеет долю в крупнейших госкомпаниях – в частности, фармацевтической группе Medicuba. Об этом Forbes рассказали бежавшие с Острова свободы чиновники, со слов которых журнал и оценивал богатство команданте.

Большинство европейских правителей получили свое богатство в наследство. Например, князь Монако Альбер II в списке появился после смерти князя Ренье III, оставившего сыну все состояние, включая долю в знаменитом казино Монте-Карло.

Российских экспертов удивило, что в списке отсутствуют руководители стран – членов СНГ. “Странно, что в этом рейтинге нет [президента Туркменистана] Сапармурата Ниязова”, – говорит эксперт Института стран СНГ Андрей Грозин. “Туркменбаши место в верхних строчках”, – соглашается эксперт Центра политических технологий Алексей Макаркин. Эксперты оценили личное богатство Ниязова в $3–5 млрд, состояние президента Казахстана Нурсултана Назарбаева – в $3–5 млрд, а президента Узбекистана Ислама Каримова – в $1,5–2,5 млрд. Президент Института национальной стратегии Станислав Белковский уверен, что в списке Forbes по праву могли быть президент Белоруссии Александр Лукашенко и президент России Владимир Путин. “Западные исследователи не интересуются постсоветским пространством”, – объясняет Грозин отсутствие в рейтинге лидеров СНГ.

“Мы не пытались составить абсолютно полный список”, – оправдывается соавтор рейтинга Forbes Элисон Фасс. Она признала, что многие мировые лидеры составителями просто не рассматривались, и попросила “Ведомости” поделиться с ней источниками информации о богатстве постсоветских руководителей. “Может быть, в следующем году они попадут в наш рейтинг”, – надеется она.