Гостеприимство выгодно


Затраты растут

По оценке Татьяны Романчевой, директора Нижегородского центра научной экспертизы, вследствие принятия закона “Об участии в долевом строительстве...” минимальный объем стартовых инвестиций в новостройки вырос с 7–10% от стоимости проекта до 15–19%. Затраты строителей увеличились в результате перехода к поквартальному освоению площадок, поэтому небольшие компании вынуждены отказываться от этого бизнеса. Зато активный интерес к нижегородскому рынку жилья стали проявлять московские застройщики, особенно со второй половины 2005 г., когда губернатором стал бывший вице-мэр Москвы Валерий Шанцев.

В апреле прокуратурой Нижегородской области была подвергнута сомнению законность предоставления городской администрацией 20 земельных участков. Сейчас часть дел уже рассматривают арбитражные суды. Независимо от окончательного решения задержка строительства в самый сезон строительных работ, несомненно, отодвинет сроки освоения площадок.

Возможно, в будущем губернатор сможет увеличить объем внешних инвестиций, в том числе и в жилищное строительство, но пока рынок ощущает снижение объема предложения и реагирует на него повышением цен. Но доходы инвесторов от этого не растут. Ольга Сажина, директор по маркетингу крупной нижегородской строительной компании “Жилстрой-НН”, пожаловалась, что только стоимость стройматериалов за год возросла на 28%, а стоимость жилья в новостройках за прошлый год увеличилась на 18–20%. Доходность, по оценке Бориса Рабина, директора компании “Бимар”, составляет не более 15%.

Сами строим, сами продаем

В торговую недвижимость инвестируют в основном ритейлеры, реализующие проекты для развития своего бизнеса. Это наиболее динамично развивающийся сейчас сектор коммерческой недвижимости. В 2005 г. в Нижнем Новгороде было построено более 60 000 кв. м торговых площадей. Среди наиболее крупных проектов можно отметить ТЦ “Республика” (инвестор ГК “Столица Нижний”), “Метро” (инвестор Metro Cash & Carry), супермаркет “Перекресток” (компания “Стэнд-бай”), “Золотая миля” (“Электроника”).

В 2006 г. ожидается ввод более 120 000 кв. м новых торговых площадей. В марте открыт ТЦ “Муравей” (ГК “Земляне”), планируется ввод ТЦ “Мега Молл” (IKEA), первой очереди ТЦ на ул. Родионова (ГК “Столица Нижний”), ТЦ “Мосмарт” (“Гиперцентр”), ожидается начало строительства ТРЦ “Парк Хаус” (самарская компания “Время”), ТРЦ на пл. Лядова (“Электроника”), торгового комплекса на Мещерском озере (“Русская тройка” и “Корстон”).

Несмотря на быстрый прирост торговых площадей, потребность в них сохраняется, чему отчасти способствует политика городских и областных властей. Они постепенно переводят торговлю в более цивилизованные формы – с контейнерных площадок и необорудованных рынков в супермаркеты и торговые центры. В 2006 г. областная администрация планирует закрыть семь торговых площадок в Нижнем Новгороде, а мэр города Вадим Булавинов заявил о закрытии к 2010 г. большинства киосков, что сразу же повысило спрос на квартиры на первых этажах жилых домов, которые можно перевести в нежилые помещения.

Татьяна Романчева отмечает, что инвестиции в нижегородскую торговлю привлекательны для иногородних и иностранных инвесторов. В этом сегменте недвижимости их доля выше, чем у нижегородских компаний, а политика губернатора, направленная на привлечение внешних инвестиций, может ее увеличить еще больше. Романчева констатирует, что сроки окупаемости инвестиций в торговлю зависят от формата ТЦ и его концепции: небольшие торговые центры, построенные по технологии склада (таким же образом устроены, например, магазины-гиганты IKEA), окупаются за 3–4 года, крупные – за 5–6 лет. Второй путь захода ритейлеров на рынок – покупка готовых торговых сетей. Cеть нижегородских магазинов “Эконта” приобрели питерская “Копейка” и краснодарский “Магнит”, ранее столичная сеть “Перекресток” начала освоение нижегородского рынка с покупки сети “Евроспар”.

Инвесторы-администраторы

Рынок офисных площадей менее привлекателен для инвесторов, по крайней мере в настоящее время. В конце 2005 г. был сдан самый амбициозный проект в этом сегменте – бизнес-центр компании “Столица Нижний”, претендующий на класс А, но он пока еще функционирует не полностью. В ближайшее время ожидается сдача бизнес-центра “Теледом” (“Нижегородский проект”). Других ярких, интересных целевых проектов на рынке офисных площадей нет, констатируют эксперты.

Девелоперы строят скорее не бизнес-центры, а административные здания, которые распродают по частям, что затрудняет единое управление зданием. Например, компания “Выбор” продает площади в административном здании на ул. Салганской, “Элтекс” – на ул. Горького. Офисные помещения включаются девелоперами в состав многофункциональных зданий, например торгово-административных комплексов.

В ожидании туристов

Романчева утверждает, что в 2006 г. инвесторы заинтересовались гостиничным сектором. В течение нескольких лет гостиниц в Нижнем Новгороде почти не строилось. Последний реализованный проект – отель на 50 мест “Александровский сад”. Сейчас гостиницы советского образца реконструируются или готовятся к реконструкции, среди них “Ока”, “Нижегородская”, “Октябрьская”, “Волжский откос”. Строит гостиницу на Верхне-Волжской набережной Волго-Вятская строительная компания, московская “Русская тройка” и ГК “Корстон” с 2004 г. планируют строительство отеля рядом со своим торгово-развлекательным комплексом на берегу Мещерского озера, предполагается создать отель при ТРЦ “Мега Молл”, начала строительство гостиницы на ул. Октябрьской УК “Центр международной торговли”. Решением инвестиционной комиссии при губернаторе выделено два участка под строительство гостиничных комплексов “ДВК-групп”, французская Accor Group также проявляет заинтересованность к гостиничному сектору.

По мнению Дмитрия Володина, владельца мини-отелей “Жук Жак” и “Никола Хаус”, особенностью инвестиций в гостиничный бизнес является то, что большая часть затрат связана не со строительством объекта недвижимости, а с инвестициями в оборудование, управление, персонал. Срок окупаемости инвестиций в гостиничный бизнес в Нижнем Новгороде, по его оценкам, составляет 8–10 лет.