Помещаю в книжку


Тенденция последних лет – интерес к классической музыке в России возрастает. Слушатель потихоньку отводит глаза от стандартной масскультуры, он стал платежеспособнее, его стало больше – и в столицах, и в городах России. Филармонические абонементы существуют с советских времен, но теперь, по наблюдению директора Московской филармонии Алексея Шалашова, “люди стали ассоциировать абонементы со значимыми для себя вещами”. В западных странах абонементы, или концертные серии, – основная форма торговли классической музыкой. К тому же идет дело и у нас. Практика продажи абонементов – альтернатива организации топ-событий, с их громкой рекламой, растяжками и биллбордами. Выбор абонемента по личному вкусу сродни выбору программы страхования, он требует знания источников информации, зато обещает досуг, спланированный на год по своему вкусу, гарантирует спокойствие и разумность трат.

Помимо филармонии абонементы распространяет и Дом музыки – 25 книжек, а с этого года и Консерватория – 32. Однако предложение филармонии – самое объемное. Причем филармония устраивает концерты и на сценах названных конкурирующих организаций. В этом сезоне абонементов прибавилось: их стало 130 против прошлогодних 117.

Больше стало, в частности, оркестровых абонементов. Серии по три-пять концертов имеют семь-восемь московских симфонических оркестров, кроме того, есть и три сборных абонемента, в рамках которых можно переслушать и сравнить несколько оркестров и дирижеров. Теперь филармония представляет все ведущие оркестры, включая и Российский национальный Михаила Плетнева, и Национальный филармонический Владимира Спивакова, и Оркестр Большого театра, отчасти и Большой симфонический им. Чайковского.

Продолжится оперный абонемент, а это значит, что на сцене зала им. Чайковского будут создаваться (время на работу режиссера – одни сутки) постановки опер, среди них “Царская невеста” Римского-Корсакова под управлением Владимира Федосеева и “Четыре девушки” Эдисона Денисова под управлением Геннадия Рождественского.

Если бы меня спросили совета, я бы безоговорочно рекомендовал два абонемента. Номер 9: Российский национальный оркестр (дирижеры Михаил Плетнев, Владимир Юровский, Кент Нагано). И номер 58: вечера фортепианной музыки (пианисты Михаил Плетнев, Лейф Ове Андснес, Анджела Хьюитт).

В рамках абонементов будут также дирижировать Юрий Темирканов, Джеймс Конлон, Александр Ведерников, Теодор Курентзис, Владимир Понькин, Юрий Башмет... Играть – Гидон Кремер, Виктор Третьяков, Наталия Гутман, Элисо Вирсаладзе, Елизавета Леонская, Алексей Любимов, Вадим Репин, Борис Березовский... Петь – Джойс ДиДонато, Марина Домашенко, Владимир Галузин... Имена из бесконечного буклета я выбрал на свой вкус, но можно назвать и другие, еще более любимые публикой: так, персональный абонемент Дениса Мацуева смели с прилавков уже в первые дни продаж.

Филармония продолжит выводить на сцену молодых музыкантов. В прошлом сезоне цикл “Звезды XXI века” шел при полных сборах, и теперь филармонические эксперты намерены не упустить никого из перспективных лауреатов и покончить с существованием музыкантов в качестве “невостребованных талантов”.

Ну и наконец, число камерных, органных, детских, хоровых, фольклорных и джазовых концертов в разных залах – от симфонических до усадебных – не поддается исчислению.

Как всегда, количество и качество не идут рука об руку. Во многих абонементах соседствуют неравноценные дирижеры и солисты, исполнительский уровень может колебаться от высокого до среднего. Репертуар весьма редко отклоняется от среднестатистического. Позволить себе играть современную музыку или раритеты из прошлого могут только именитые исполнители, а вот звезды будущего обречены исполнять только заезженные классические концерты: слушателя невозможно зазвать на что-либо ему незнакомое.

По этой же причине новых для России исполнительских имен в абонементах мало, очень мало. Директор филармонии рассказал, что в прошедшем сезоне продать концерты Жана-Ива Тибоде, Андснеса, Лоры Клейкомб было нелегко. Между тем именно эти концерты повысили реноме филармонии в образованных слушательских кругах, именно на них появлялись рецензии в качественной прессе.

Но, повинуясь законам спроса, филармония все же не идет по легкому пути и избегает устраивать заведомо беспроигрышные концерты мировых поп-звезд от классики.

Отдельной строкой в будущем сезоне идет юбилейный фестиваль Шостаковича с долгожданным появлением Мстислава Ростроповича за пультом Госоркестра в день столетия композитора 25 сентября – но как раз этот концерт нельзя купить в абонементной книжке.

Чтобы придать концертному сезону подлинное разнообразие, усилий филармонии мало. Для этого требуется совокупность творческих инициатив, государственной и спонсорской поддержки, образовательных начинаний, создание системы грантов, предполагающей доверие к независимой экспертизе. Филармония же в состоянии обеспечить качественное функционирование музыкального рынка, что из года в год ей удается делать все лучше.