Рыжков как Путин


В марте президент Владимир Путин пообещал Китаю, что с 2011 г. в эту страну из России будет построена газовая труба. По ней в перспективе можно будет импортировать до 80 млрд куб. м газа. По словам Путина, газ пойдет в Китай по двум маршрутам – из Западной и Восточной Сибири. “Газпрому” же предстоит построить два газопровода стоимостью $10 млрд. Первый газ попадет в Китай по газопроводу “Алтай” через западный участок российско-китайской границы. “Алтай” соединит месторождения Западной Сибири с Синьцзян-Уйгурским автономным районом на западе Китая. Там он вольется в китайский трубопровод “Запад – Восток”, по которому газ дойдет до Шанхая. Протяженность трубы – 3000 км, а ее стоимость – $4,5–5 млрд.

По проекту газопровод “Алтай” проходит через уникальное высокогорное плато Укок. Этот природный парк входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО и прокладывать там трубу нельзя, объясняет депутат Госдумы от Алтайского края Владимир Рыжков. По его словам, руководство региона не имеет никакой информации о готовящемся проекте и крайне обеспокоено. “Плато Укок имеет тот же уникальный статус, что и Байкал, это мировое наследие, а если там строить газопровод и автомобильную дорогу, то оно будет уничтожено”, – уверен Рыжков. Депутат говорит, что 14 апреля направил запрос премьеру Фрадкову с просьбой предоставить информацию об алтайском проекте. Премьер поручил подготовить ответ министру энергетики Виктору Христенко, но Рыжков утверждает, что до сих пор ничего не получил. Комментарии от Минэнерго получить не удалось.

Плато Укок – природный парк и внесено в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Оно располагается на юге Горного Алтая, на границе России, Казахстана, Монголии и Китая. Здесь обитают редкие виды животных, например снежные барсы. Археологи нашли 300 древних памятников и более 1000 курганов. Укок называют воротами в Шамбалу, а алтайцы считают его сакральным местом.

Заповедник, уверен Рыжков, можно обойти. Он предлагает частично протянуть трубу по территории соседних Казахстана или Монголии. “Конечно, возникают сложности с транзитом, но надо правильно расставить приоритеты: уникальный природный объект или деньги любой ценой”, – заключает депутат. Но Китай никогда не согласится на альтернативный маршрут, говорит на это сотрудник “Газпрома”. Он уверяет, что монополия обойдет все районы, имеющие статус заповедника: “Святые места и захоронения затронуты не будут”.

Недавно экологам уже удалось победить другую госмонополию. “Транснефть” хотела проложить нефтепровод на Дальний Восток всего в нескольких десятках метров от побережья Байкала. Но месяц назад президент Владимир Путин поручил проложить трубу подальше от уникального озера. Но экологи не верят в возможность второй победы. Закон “Об особо охраняемых природных территориях” запрещает прокладку магистральных трубопроводов по территории природных парков. “В то же время по российскому законодательству в региональных особо охраняемых природных территориях в ряде случаев строить газопроводы можно, – отмечает директор по природоохранной политике Всемирного фонда дикой природы в России Евгений Шварц. – В случае с плато Укок это определяется официальным положением о парке и зонированием его территории”. “В отличие от ситуации с “Транснефтью” и Байкалом, в случае с плато Укок можно искать компромисс, – соглашается директор фонда охраны природного наследия Алексей Буторин. – Но не хотелось бы, чтобы это привело к созданию серьезного прецедента”.