Бизнес-мэр


Как сообщили “Ведомостям” в прокуратуре Волгоградской области, мэр задержан на выходе из здания обладминистрации и препровожден в следственное управление прокуратуры, где ему предъявят обвинение.

По словам Виталия Шестакова, руководителя фракции “Единой России” (ЕР), еще днем мэр обсуждал с председателем областного политсовета ЕР Олегом Керсановым городские вопросы и возможность своего восстановления в ЕР.

По мнению следствия, мэр злоупотребил служебными полномочиями (ст. 285 Уголовного кодекса), выделяя участки земли под торговые центры и магазины, и занимался незаконным предпринимательством (ст. 289 УК), лоббируя не названную прокуратурой коммерческую структуру. Один из депутатов облдумы говорит, что Ищенко лоббировал интересы франчайзи “Пятерочки” в области – волгоградского ООО “Тамерлан”. Директор ООО “Тамерлан” Андрей Пелагейко задержан 19 апреля. По данным прокуратуры Волгоградской области, Пелагейко связан с хищением средств менеджерами компании “Волгоградские коммунальные системы” (ВгКС), счета которой прокручивались через местный Ноксбанк. В “Пятерочке” от комментариев отказались.

“В рамках расследования дела ВгКС следствие проводило обыски в московском отделении банка “Визави”, где вроде бы были счета Ищенко. Там же располагается моя приемная, которую оперуполномоченные без разрешения вскрыли и провели противозаконные обыски”, – объясняет политический подтекст волгоградский депутат-“единоросс” Александр Агеев.

Как говорит источник в РАО ЕЭС, в конце 2005 г. из-за долга только за электроэнергию в 300 млн руб. активы ВгКС по инициативе Ищенко были выведены в новосозданную Региональную энергетическую компанию. В марте было возбуждено дело по неуплате ВгКС налогов. В апреле недоимка в 43 млн руб. согласно заявлению мэрии была погашена, а Ищенко подверг себя самокритике и назвал действия руководителей ВгКС “безответственными”. Он поблагодарил партию “Единая Россия”, которая-де “помогла почувствовать обеспокоенность” горожан ситуацией в ЖКХ. Но это не помогло самому Ищенко: 2 мая мэр был исключен из партии. В начале мая по делу ВгКС был арестован зам Ищенко Леонид Пикман, в прошлую пятницу – гендиректор ВгКС Татьяна Бараненко, и вот задержан сам Ищенко.

“Ищенко объяснял, что идет преследование лиц по “коммерческой линии”, а он – сторонняя фигура и не подпадает под обвинения”, – говорит Виталий Шестаков.

Арестовывать первых лиц местного самоуправления прежде все-таки не решались, отмечает Алексей Титков из Института региональной политики. Чуть ли не единственный случай датирован 1997 годом, когда арестовали бывшего авторитетного предпринимателя – мэра кузбасского города Ленинск-Кузнецкий Геннадия Коняхина.

Ищенко – уроженец Волгограда, один из основателей МДМ-банка. “Аббревиатура изначально расшифровывалась как Миша (Михаил Кузнецов, сейчас – губернатор Псковской области), Джон (Евгений Ищенко) и Мельник (Андрей Мельниченко). Они в МГУ учились и чуть ли не в одной комнате жили. Кстати, четвертым в этой компании был Олег Дерипаска”, – говорит близкий к Ищенко источник. С 1998 г., по словам совладельца банка Андрея Мельниченко, он перестал быть деловым партнером Ищенко. В 2003 г. Ищенко аккумулировал 1% акций РАО “ЕЭС России” и попытался избраться в его совет директоров, но ему это не удалось.

В 1995 г. Ищенко стал депутатом Госдумы по списку ЛДПР, а в 1999 г. – как одномандатник от родной области. Он входил в разнообразные политические объединения (“Народный депутат”, Партия возрождения России, ЕР), а депутат был инициативный – предлагал, например, ввести госмонополию на экспорт нефти или запретить главам национальных республик именоваться президентами.

В 2003 г. Ищенко избрали мэром Волгограда, он был кандидатом в волгоградские губернаторы, но проиграл выборы в 2004 г. коммунисту Николаю Максюте.

Депутат Госдумы и бывший соратник Ищенко по ЛДПР Алексей Митрофанов вспоминает: “Он еще в молодости поставил себе цель стать мэром. И стал. К 30 годам планировал полететь в космос и в 2002 г. чуть не стал первым русским космическим туристом, но не согласился потратить больше трех месяцев на подготовку, а требовалось не меньше года”.

Политики в деле Ищенко нет точно, уверен депутат Госдумы от ЕР Олег Савченко. Депутат неоднократно получал жалобы от жителей города на действия горадминистрации: “Год назад из 240 га Мамаева кургана – братской могилы – осталось 17 га памятника. Остальные [решением администрации] готовились к выводу под коммерческую застройку, но после вмешательства статус земель как федерального памятника удалось восстановить”.