Русский риск


По примерным расчетам банка, в ближайшие два года российские компании собираются привлечь на фондовом рынке от $25 млрд до $40 млрд. Имеются в виду размещения акций как на российском фондовом рынке, так и за рубежом, поясняет Брич. “Очень правдоподобно, при том что одна “Роснефть” собирается привлечь около $10 млрд”, – отмечает аналитик Deutsche UFG Алексей Заботкин. Кроме нее IPO запланировали ВТБ, “Русснефть”, “Уралкалий”, Росбанк – и это далеко не полный список, добавляет Брич. При том что российских акций в свободном обращении сейчас котируется на $250 млрд, предложение бумаг вырастет на 10–15%. В прошлом году было чуть больше 3%: объем IPO составил около $6 млрд, а freе-float, по оценке UBS, на конец 2005 г. – около $180 млрд. Такое большое предложение создаст давление на рынок, говорит Брич. Ведь у многих западных фондов есть лимиты на Россию, и, чтобы купить новые акции, им придется выйти из старых. Впрочем, обвала не будет: “Подешевевшие бумаги могут купить те, кто прежде считал их дорогими”.

А стратег Альфа-банка Эрик Депой не исключает, что свежие деньги не придут и инвесторы, чтобы купить новые акции, выйдут из тех бумаг, в которых сидят сейчас. Российские компании сейчас справедливо оценены и появление новых бумаг предотвратит образование пузыря, но, если спрос на них будет небольшим, цены снизятся, считает Заботкин.

Никакой загадки-2008 нет, пишет аналитик UBS Эл Брич в своем месячном отчете. Владимир Путин наверняка оставит пост, чтобы стать русским Дэн Сяопином, а президентом будет один из кремлевских кандидатов. Какой – даже бесполезно обсуждать: все равно вопрос будет решаться в Кремле, а “путинская система” (для обозначения которой аналитик используют неологизм Putinite) сохранится и после выборов. Но это не значит, что приближение выборов не несет никакой угрозы для фондового рынка.

Первая угроза – обострение борьбы кремлевских группировок, которое может привести к тому, что компании “попадут под перекрестный огонь”. До второго ЮКОСа дело скорее всего не дойдет, считают в UBS, но некоторые компании вполне могут пострадать – в частности, потерять своих покровителей во властных структурах. В этой связи аналитики особо обращают внимание на стартовавшую антикоррупционную кампанию и недавний арест привилегированных акций “Транснефти” (Генпрокуратура возобновила уголовное дело против бывших менеджеров монополии, которое было закрыто еще в 2000 г.).

Вторая угроза отчасти вытекает из первой. “Из-за риска того, что их покровители могут потерять свои позиции в постпутинском Кремле, владельцы компаний стремятся сократить риски и для этого будут продавать значительные активы”, – говорится в отчете. Рост объема российских IPO, по мнению аналитика, отчасти связан именно с этим. Конечно, есть и другие причины: в частности, акции, котирующиеся на бирже, могут служить “валютой” для сделок, такую компанию легче продать, наконец, сейчас просто удачная конъюнктура. Но в целом большинство так называемых IPO на самом деле вторичная продажа акций, которая дает возможность заработать их владельцам. “Неудивительно, что компании стремятся разместиться до 2008 г.”, – резюмируют в UBS.

По мнению руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам Олега Вьюгина, при тех аппетитах инвесторов, которые наблюдались в последние полтора года, такие объемы размещения реальны. “С какой стати инвестор станет продавать “Лукойл”, чтобы купить бумаги другой нефтяной компании? – недоумевает он. – Это все фантазии”. Но все будет зависеть от ликвидности на мировых рынках: при изменении процентных ставок она просядет, и оценка инвесторами наших компаний снизится, оговаривается Вьюгин.