“Незабудка” удвоила фонды


Когда Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) стал миноритарным акционером “Пятерочки” в 2001 г., эксперты назвали сделку первым случаем иностранных инвестиций в российскую розницу. По информации источника, близкого к ЕБРР, фонд заплатил за 10–15% “Пятерочки” не более $20 млн. Спустя три года банк вышел из проекта, доходность которого превысила 470%. Недавно продуктовая розница снова попала в сферу интересов ЕБРР.

О том, что инвестфонд Eagle Venture Partners, входящий в ЕБРР, в мае стал владельцем около 20% ООО “ГК “Незабудка”, “Ведомостям” рассказал топ-менеджер сети. Опцион на покупку акций “Незабудки” Eagle получил еще в марте, когда сеть объявила о продаже 25% плюс 1 акция фонду Baring Vostok Private Equity Fund III. “Пакет, приобретенный ЕБРР, немногим меньше доли Baring”, – уточнил менеджер “Незабудки”. “Нас участие в капитале компании другого фонда не смущает, – отметил PR-менеджер Baring Яков Миневич. – В нескольких других проектах мы уже работаем вместе, например в Gallery Group (оператор наружной рекламы. – “Ведомости”)”. Получить комментарии в ЕБРР вчера не удалось.

В официальном заявлении “Незабудки”, посвященном сделке с Baring, уточнялось, что сумма соглашения составила “несколько десятков миллионов долларов”. Челябинские сети-конкуренты оценили стоимость блокпакета “Незабудки” менее чем в $10 млн. Но, по мнению аналитика “Уралсиба” Марата Ибрагимова, за 20% ЕБРР мог заплатить до $14–17 млн, если EBITDA margin сети составляет хотя бы 6%.

Партнер Baring Vostok Андрей Костяшкин рассказывал “Ведомостям”, что фонд рассчитывает “построить вместе с “Незабудкой” высокоэффективный бизнес”, который позволит увеличивать стоимость инвестиций на 30–40% в год. А гендиректор “Незабудки” Виталий Никулин обещал вывести сеть за пределы Челябинской области. По его словам, на полученные от фондов деньги компания может приобрести небольшие сети в Уфе и Оренбурге.

До сих пор продуктовые ритейлеры объявляли только о четырех крупных сделках с участием западных инвестфондов: кроме фондов ЕБРР, которые в 2001 г. стали миноритариями “Пятерочки”, в 2003 г. Templeton приобрел 7,1% сети “Перекресток” (сейчас фонду принадлежит 2,08% “Пятерочки”, присоединившей “Перекресток”), в 2004 г. инвестфонды Citigroup выкупили 33,5% сети “Дикси”, а в 2005 г. Delta Private Equity Partners увеличил свою долю в сети Spar до 25%. Некоторые продуктовые сети нашли портфельных инвесторов в России, как, например, “Копейка” – “Уралсиб”, говорит Алексей Кривошапко из Deutsche UFG. “Нафта-Москва” тоже рассматривает свое приобретение сети “Меркадо” как временное выгодное вложение, говорят близкие к ритейлеру источники. Других примеров не стратегических, а портфельных инвестиций в продуктовую розницу эксперты вспомнить не смогли. Хотя, по мнению Кривошапко, спрос со стороны инвесторов сейчас превышает предложение сетей. “Особенность ритейла в том, что он формирует большой денежный поток, достаточный для органического роста, позволяющий обходиться без стороннего капитала”, – соглашается Ибрагимов. Зная об ажиотажном спросе на розничные активы, сети часто просят нереальных денег – оценивают компанию в 10 EBITDA, хотя до сих пор сделок, “дороже 7–8 EBITDA”, не наблюдалось, говорит Кривошапко.